'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 31

Просмотры  38 просмотров

Рублёв М.Л.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РФ *

  


Аннотация:
в данной статье продемонстрированы базовые проблемы современной социальной политики РФ. Предлагаются пути решения поставленных задач в рамках комплекса мер, нацеленных на увеличение результативности социальной политики РФ в регионах.   

Ключевые слова:
социальная политика, проблемы, регионы, механизмы   


Социальную политику можно оценивать в качестве неотъемлемой части региональной политики. Рыночные реформы в России, которые начали проводиться в начале 1990-х гг., хотя и декларировали социальную политику как один из главных преимуществ государства, но на практике большинство социальных вопросов были посвящены стабилизации в макроэкономике. В результате, социальные издержки перемен, оказались очень важными, что сдерживает социальное развитие страны и ее регионов. Также в то же время, в социальной сфере российского общества в данный период произошли положительные перемены.Перечислим самые важные 4:1) положение о социальном государстве, содержащееся в Конституции РФ, которое определяет общую направленность социальной политики государства на создание условий для свободного развития человека и достойной жизни,2) расширение экономических, политических и социальных прав и свобод, переход к различным формам собственности и создание демократических институтов,3) развитие личной инициативы и предпринимательской активности, качественно изменившие социальную структуру российского общества,4) начало возврата к лучшим традициям социального партнерства и благотворительности.Возник ряд общих для всей страны социальных проблем, угрожающих безопасному и устойчивому социальному развитию России:растущая социальная поляризация населения, которая, по официальным данным, не имеет аналогов в мире, а с учетом доходов, находящихся в тени, значительно превышает статистически определяемую разницу между 10% самых бедных,внушительные масштабы безработицы и бедности, наличие «зон бедности», низкая динамика среднего класса и возникновение «трудовой бедности»,сохранение коррупции во властных структурах, организованной преступности и терроризма,негативные последствия глобализации и связанные с ней социальные риски,деградация окружающей среды, которая негативно влияет на здоровье и качество жизни большинства количества людей, связанная как с объективными факторами (глобальные изменения климата, усиление антропогенной и техногенной нагрузки), так и с факторами субъективными – понижение экологического контроля и специализации со стороны государственных органов, недостаточное экологическое образование населения и недоступность экологической информации,кризисные процессы института семьи, характеризующиеся ослаблением воспитательной функции семьи, социального сиротства, ростом детской безнадзорности и беспризорности,снижение количества населения страны, низкая продолжительность жизни и высокая смертность, в основном среди мужчин трудоспособного возраста,ухудшение здоровья всех возрастных групп населения вследствие распространенности алкоголизма, наркомании, курения, недостаточного развития здорового досуга и образа жизни,рост численности инвалидов и продолжающееся социальное отторжение инвалидов, пожилых людей и других уязвимых профессиональных и социальных групп, испытывающих особые трудности в адаптации к новым политическим, экономическим и социальным условиям, текущие кризисные процессы в мировой экономике, мировых ресурсах и финансовых рынках, негативное влияние на состояние финансово-промышленного сектора России, инфляционные процессы, перспективы занятости и доходов населения, возможности реализации социальных программ.На все выявленные социальные негативы накладываются значительные диспропорции в развитии регионов, которые порождают и углубляющие социальные противоречия, провоцирующие межэтнические и межрелигиозные конфликты 8. Социальное расслоение в России имеет региональное преломление, имеющее тенденцию к нарастанию, что представляет угрозу для российского государства. Социальное неравенство регионов означает фактическое отсутствие единого социального партнерства на территории России, провоцирует межэтнические и межрелигиозные конфликты, порождает социальные противоречия.Среди положительных изменений в создании социальной сферы регионов - повышение статуса органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, повышение социальной активности институтов гражданского общества и негосударственных организаций. Эти и многие другие аспекты необходимо учитывать при осуществлении государственной социальной политики в Российской РФ на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.В настоящее время заканчивается реализация Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. 1 октября 2008 г. Правительство Российской Федерации исследовало проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по ее реализации. В этом документе поставлены довольно амбициозные цели по повышению жизни в России. Концепция нацелена на достижение нашим государством статуса великой инновационной социально ориентированной державы, не отказывающейся от конкурентоспособных сырьевых преимуществ. Также конкретизированы стратегические цели и приоритеты регионального развития России.Концепция подразумевает, что территориальное развитие РФ будет нацелено на предоставление условий, разрешающих каждому региону располагать целесообразными ресурсами для предоставления достойной жизни своих жителей, целостного развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики при обеспечении законности и политического единства страны.Для этого она необходима гарантировать синхронизацию трех направлений региональной политики 10:1) стимулирование экономического развития за счет внедрения в регионах новых полюсов роста на концепции конкурентных преимуществ,2) урегулирование государственных инвестиций в инфраструктуру и стратегии инвестирования бизнеса в регионах с учетом критериев пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических,3) уменьшить дифференциацию уровня и качества жизни населения в разных регионах и на территории каждого из них с помощью действенных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого ресурса во всех регионах России.При мониторинге проекта с позиции зрения социальной политики обращается внимание на отсутствие такой цели, как формирование на территории России неповторимого социального пространства (речь идет лишь об поддержании достойной жизни граждан, права на правовое и политическое единство страны, помимо уменьшения дифференциации в уровне и качестве жизни населения регионов).Вышеперечисленные выше меры федеральной реформы, а также принятые законодательные акты привели к функционированию сферы компетенции с уникальными конфигурациями. Теперь его структура сложнейшая и дифференцированная. Конституция регламентирует всего четыре позиции 3:1) юрисдикция РФ, 2) компетенция субъектов Федерации, 3) совместное ведение РФ и ее субъектов, 4) муниципальная юрисдикция. Однако на самом деле компетентных должностей гораздо больше.Невзирая на грандиозность проводимой работы, законодателю сегодня не удалось воссоздать достаточно сбалансированную схему взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. В функционирующей схеме разграничения компетенций сохраняются значительные диспропорции:1. Полномочия часто делегируются без перераспределения необходимых финансовых ресурсов для их реализации. Ответственность за проведение полномочий в социальной сфере возлагается на субъекты федерации и органы местного самоуправления, не располагающие надлежащими ресурсами для нормального осуществления этих полномочий.2. Вместо радикального решения этой проблемы законодательная власть пошла по иному пути – были порождены добровольные полномочия федеральных и местных субъектов, суть которых не в том, чтобы наделять штаты и органы местного самоуправления доходными полномочиями, соответствующими их расходным статьям, а в том, чтобы лишить их социальных обязательств перед населением, чтобы сделать эти обязательства несущественными.3. Соответствующая методика добровольно-обязательных полномочий видится социально обоснованной, не допускает стремительного снижения уровня социальной поддержки граждан регионами и муниципалитетами, но и не способствует общественному развитию.4. В новой схеме разграничения полномочий успешно сохраняется федеральный мандат без средств, федеральные законодательные акты наделяют регионы и муниципалитеты расходными полномочиями, не гарантированными спонсированием. Разумеется незащищенный мандат сейчас скрыт.5. Налоговые полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований пока не соответствуют их расходным обязательствам, а введение института добровольной службы на региональном и муниципальном уровне решает этот вопрос, нарушая социальный баланс в отношениях между Государство и компания.6. Субъекты Федерации исключаются из осуществления некоторых своих «традиционных» полномочий (в частности, в области природопользования), негативно влияющих на социально-экономическое положение регионов.Проблема недостаточности ресурсов для актуализации государственных полномочий в социальной сфере решалась самым «простым» и малоэффективным путем: государство в существенной степени сняло с себя ответственность за разработку этих полномочий, сделало их необязательными, вынужденными и факультативными.В связи с этим следует ожидать следующего этапа судебно-правовых реформ. Необходима действительная социальная трансформация межбюджетных отношений, подкреплённая прозрачной системой финансово-экономических полномочий. Субъекты Федерации необходимы помнить, за какие государственные функции и услуги они отвечают и из каких источников они будут их спонсировать. Все это влечёт к целесообразности введения единого законодательного акта - Федерального закона «О минимальных социальных стандартах в РФ» (Социальный кодекс), который устанавливал бы все стандарты обеспечения социальных услуг жителям страны.На первый взгляд, основная «болезнь» федеральной реформы видится в том, что она ещё не целиком устранила остатки практики механического делегирования вспомогательных полномочий регионам и муниципалитетам. Впрочем, сегодня этот вопрос уже не актуален. Перечень полномочий субъектов России на сегодняшний день значителен, в него входит около 70 собственных, более 900 - условно переданных, а также существенное число добровольных и добровольно-обязательных полномочий субъектов РФ. Формально субъекты сегодня могут реализовать все полномочия в социальной сфере, если пожелают и будут располагаться надлежащими ресурсами.Базовая проблема функционирующей модели дифференциации компетенций состоит в том, что в регионах отсутствуют стимулы для актуализации социальной власти и подобающая материальная база. Среднесрочное реформирование сферы компетенций на современном этапе ее функционирования может реализоваться по следующим базовым направлениям 4.1. Поддержание субъектов РФ необходимыми средствами для исполнения их поручительств перед населением в соответствии с нормами, установленными Социальным кодексом, не рассчитывает перечисления дополнительных платежей из федерального бюджета в субъекты РФ. 2. Повысить ответственность субъектов РФ за свою социально-экономическую политику. Сегодня интересы эффективно преследуют свои социальные интересы, руководство регионов не выполняет никаких функций, так как его будущее практически не зависит от результатов его деятельности. В результате возникает несоответствие между потенциальными возможностями регионов и реальным состоянием их социально-экономической сферы. Региональное руководство должно быть наделено полномочиями и нести ответственность за осуществление социальной власти в четко определенных границах. Существующих механизмов здесь явно недостаточно (даже с учетом Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности действий органов исполнительной власти субъектов РФ»).3. Принятие Федерального закона «О минимальных социальных стандартах в РФ» (Социальный кодекс), обозначающего базовые стандарты предоставления социальных услуг гражданам страны. Положения этого закона необходимы охватывать все основные направления социально-экономической сферы, должны ориентироваться на положения отраслевых федеральных законов (финансирование «социального» должно реализовываться не эпизодически, в границах преимущественных общенациональных проектов, а последовательно). 4. Консолидация субъектов РФ в целях модернизации управления и проведения наиболее действенной социально-экономической политики.5. Необходимо скорректировать действующий порядок законодательного регулирования отрасли компетенции. Все законодательные акты, интересующие компетенции субъектов Федерации, должны быть разработаны по целостной схеме, фигурирующие в них компетенции должны устанавливаться по установленным нормативам и образцам. В отраслевых законах каждый орган должен быть настрого определен: для его собственных компетенций, указание соответствующего пункта п. 2 ст. 26-3 Федерального закона № 184-ФЗ, для переданных полномочий - чёткое указание федерального бюджета как источника средств на исполнение конкретного вида полномочий. Кроме того, предлагается освободить перечни полномочий от неприемлемой компоновки, одарив субъектов правоотношений полномочиями, которые должны носить предпочтительно императивный нрав. Логично отказаться от административных полномочий, включив их в общие реестры компетенций. Наличие добровольных полномочий не исключается, но они необходимы найти свое место в схеме разграничения полномочий, то есть: - вне установленных социальных норм. Добровольно-принудительные полномочия в этом прецеденте подвергаются передаче в собственные полномочия субъектов РФ.Актуальной задачей является выравнивание и поддержание конкретного уровня социального развития регионов, гарантирующего равный доступ населения к социальной инфраструктуре и социальным услугам по всей стране, на наш взгляд, необходимо 9:усовершенствовать социальные параметры оценки эффективности корпоративной и государственной политики и закрепить их на законодательном уровне,исправить налоговую систему для внедрения необходимых средств для актуализации социальных функций,акцентировать больше внимания призваниям, индивидуальные проблемы: содержание сельских школ, урегулирование проблем очередей в учреждения социальной защиты и социального обеспечения, здравоохранения и др.,уделить внимание на социальную тематику СМИ,изучение вопроса о коллективном формировании автономных образовательных учреждений органами исполнительной власти РФ и федеральными органами исполнительной власти,формирование целостной информационно-аналитической системы, включающей базу данных о социально-экономическом положении пенсионеров, сведения из службы занятости о наличии вакансий, из государственных фондов - о гуманитарной и благотворительной помощи,страховые фонды для страхового покрытия, внедрить программы повышения квалификации социальных работников по направлению «Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и их членов семьи».Органам исполнительной власти субъектов РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти необходимо подготовить предложения по модернизации государственного сектора, поддержанию видов бюджетных учреждений, а также предложения по изменению видов бюджетных учреждений на автономные учреждения, а также регламентировать другие механизмы актуализации социальной политики в субъектах РФ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Рублёв М.Л. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РФ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 208 - 218. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12084 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12084



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.