'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 29

Просмотры  26 просмотров

Рожнов А.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье сравниваются модели общественного контроля советского периода и РФ. Проведен анализ проблем, связанных с применением законодательства, регулирующего осуществление общественного контроля в РФ. В статье приведены предложения по усовершенствованию федеральных законов, регламентирующих проведение общественного контроля в РФ.   

Ключевые слова:
общественный контроль, основы народного контроля, органы народного контроля, общественная экспертиза, профсоюз   


ВВЕДЕНИЕ. Общественный контроль – это деятельность субъектов общественного контроля, направленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Правовой основой общественного контроля является ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт определяет цели и задачи общественного контроля, перечень субъектов, а также его основные принципы. При этом очень часто возникают проблемы, связанные с определением статуса субъекта общественного контроля. Некоторые формулировки в законе не дают полной информации о том, какими профессиональными навыками, опытом должен обладать участник общественного контроля. Также законодательством не регламентирован порядок проведения общественного контроля в различных сферах, например, при проведении экологического общественного контроля. Цель исследования: определить способы решения проблем, связанных с проведением общественного контроля в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: провести сравнительно-правовой анализ проведения общественного контроля в различные периоды истории, проанализировать действующее законодательство в области проведения общественного контроля, разработать предложения по усовершенствованию федеральных законов, регулирующих проведение общественного контроля. Объект исследования: Общественные отношения, связанные с проведением общественного контроля в РФ. Предмет исследования: проблемы, возникающие в процессе проведения общественного контроля. 1.1. Сравнение моделей общественного контроля советского периода и РФ.В советский период деятельность государства и общества была направлена на создание системы общественного контроля. Общественный контроль в СССР осуществлялся в форме народного контроля. Правовые основы народного контроля закрепил Закон «О народном контроле в СССР» от 30 ноября 1979 года. Народный контроль выполнял государственные и общественные функции. Деятельность народного контроля являлась выражением воли государственного аппарата и партии. Органы народного контроля следили за выполнением государственных планов, выявляли резервы народного хозяйства, контролировали внедрение в производство достижений науки. Также народный контроль был направлен на защиту прав советских граждан. Систему народного контроля возглавлял Комитет народного контроля СССР [1, с. 40]. Требования органов народного контроля носили властный характер. Например, в результате деятельности народного контроля некоторые должностные лица могли быть отстранены от должности, на них могли быть наложены взыскания. Руководители различных министерств, ведомств принимали различные предложения от органов народного контроля, а также предоставляли им отчет о исправлении нарушений. Таким образом, можно сделать вывод, что народный контроль в СССР не только выражал мнение населения по тем или иным вопросам, но также выполнял функции государственного надзирающего органа. В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Из определения общественного контроля можно сделать вывод, что его результаты не имеют юридической силы. После осуществления общественного контроля правовые последствия могут не наступить. Решения органов народного контроля СССР имели властный характер, были обязательны для исполнения. Основная цель общественного контроля в РФ – это повышение качества работы органов государственной власти. В СССР народный контроль преследовал цель заменить государственные органы, так как выполнял их функции. Следует отметить, что модель общественного контроля характерная для РФ является наиболее подходящей для демократического, правового государства. Так как демократия предполагает гражданское участие, население государства принимает участие в управлении государством, но при этом само управление обществом должно осуществлять правительство. Например, Монтескье считал, что «принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». Если решения общественного контроля имеют властный характер, то в данном случае граждане считают себя выше правителей, тем самым нарушая принцип равенства. В соответствии со статьей 5 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» задачами общественного контроля является развитие и формирование гражданского правосознания, реализация гражданских инициатив. Общественный контроль не должен выполнять работу органов государственной власти, он осуществляет оценку их деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие системы общественного контроля в России имеет положительную тенденцию, изменение целей и функций общественного контроля в РФ по сравнению с советским периодом способствует развитию демократии. 1.2. Анализ проблем, связанных с применением законодательства, регулирующего осуществление общественного контроля в РФ.Если сделать анализ положений ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», то можно прийти к выводу, что могут возникнуть проблемы с применением данных правовых норм на практике. Например, положения ФЗ № 212 от 21.07.2014 г. нельзя применить при регулировании общественных отношений, возникающих при осуществлении экологического общественного контроля, общественного контроля при проведении выборов, референдума. В связи с этим существенно уменьшается перечень объектов общественного контроля. Также осуществление общественного контроля профессиональными союзами регулируется другими нормативно-правовыми актами. Из этого следует, что правовые основы общественного контроля могут устанавливать многие федеральные законы, но наличие такой обширной правовой базы приводит к тому, что граждане, которые не получили юридическое образование, не всегда могут реализовать свое право на участие в управлении государством, так как неправильно трактуют норму права [2, с. 26]. Например, в статье 20 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» используются такие понятия как инициатор общественной проверки, организатор общественной проверки [3]. В законе отсутствует подробно описанный регламент взаимодействия организатора общественной проверки и инициатора общественной проверки. Законодательство в области общественного контроля имеет сложную структуру, из этого следует, что реализовать право на осуществление общественного контроля у многих людей не получится из-за отсутствия необходимых навыков, знаний и квалификации. Для решения данной проблемы необходимо внести изменения в действующее законодательство. 1.3. Предложения по усовершенствованию федеральных законов, регламентирующих проведение общественного контроля в РФ.В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением [4]. Гражданин, который знаком с данной правовой нормой, изъявит желание осуществить контроль за проведением различных мероприятий в области охраны окружающей среды. Для примера можно рассмотреть проведение общественной экологической экспертизы. Гражданин для реализации своего права ознакомится с федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в РФ». В статье 22 данного федерального закона закреплен порядок проведения общественной экспертизы. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. В данном случае у гражданина возникает вопрос, какими специальными знаниями и опытом он должен обладать, чтобы принять участие в общественной экологической экспертизе. В статье 22 ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе» закреплен порядок проведения общественной экологической экспертизы, а также закрепляются требования к лицам, участвующим в ее проведении [5]. Человек, у которого нет юридического образования не сможет найти и ознакомиться с данным нормативно-правовым актом. Для решения данной проблемы необходимо внести поправку в статью 22 ФЗ № 212, в поправке необходимо указать, что порядок проведения общественной экологической экспертизы и требования к ее участникам устанавливаются ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе». Внесение данной поправки позволит гражданину лучше разобраться в действующем законодательстве, а также реализовать свое право, закрепленное в Конституции. В статье 2 ФЗ № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право каждого человека, осуществляющего трудовую деятельность, на создание профсоюза [6]. Действующее законодательство в области осуществления общественного контроля не рассматривает профсоюз в статусе субъекта общественного контроля. В статье 9 ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» профсоюз не указан в перечне субъектов общественного контроля. В данной статье присутствует формулировка «иные организационные структуры общественного контроля», многим гражданам, осуществляющим трудовую деятельность, данная формулировка будет неясна. В статью 9 ФЗ № 212 необходимо внести поправку, а именно включить профсоюз в перечень субъектов общественного контроля, а также детализировать его полномочия в рамках данного федерального закона. Дополнение перечня субъектов общественного контроля в Российской? Федерации профессиональными союзами позволит, с одной? стороны, существенно расширить объёмы проводимых субъектами общественного контроля мероприятии? общественного контроля на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), а с другое? – более эффективно осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся от возможных правонарушении? со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных и государственных учреждении? и организации?. Заключение.Таким образом, можно сделать вывод, что общественный контроль играет важную роль для защиты прав и свобод граждан. В процессе исторического развития общественный контроль постоянно менялся. В советский период он выполнял функции органов государственной власти, а в период современной России общественный контроль стал рассматриваться как некая оценка обществом тех или иных действий государственных органов. В законодательстве, регламентирующем порядок проведения общественного контроля необходимо внести изменения. Необходимо внести дополнения в правовой статус субъектов общественного контроля, расширить перечень сфер проведения общественного контроля. Основополагающей целью реформирования законодательства в области проведения общественного контроля является возможность участия в нем как можно большего количества граждан, независимо от уровня их профессиональной подготовки. Так как именно с помощью общественного контроля повышается уровень правосознания и уровень правовой культуры граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Рожнов А.А. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 194 - 201. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12082 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12082



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.