'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 28

Просмотры  32 просмотров

Маширова Л.А.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СТОРОН В СУДЕ *

  


Аннотация:
в данной статье представлена информация о совершенствовании института судебного представительства. Разработан ряд мероприятий, направленных на улучшение качества и эффективности представительства сторон в суде.   

Ключевые слова:
судебный представитель, уровень правовой защищенности граждан, качество правосудия, профессиональный язык, квалифицированная юридическая помощь   


Современный российский рынок юридических услуг, в том числе в сфере судебного представительства в различных видах судопроизводства, находится в состоянии реформирования. Данное положение вызвано намерениями законодателя пойти по пути унификации единых требований, предъявляемых к судебным представителям по аналогии с уже действующим положением ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательном наличии высшего юридического образования у представителя той или иной процессуальной стороны спора. Причем указанное требование уже довольно давно превратилась в мировую тенденцию, обусловленную с одной стороны, необходимостью повышения уровня правовой защищенности граждан, а с другой - формированием рынка судебного представительства как самодостаточной формы деятельности [3]. Появление профессионального судебного представительства послужит рычагом к стимулированию развития юридического рынка в России, а также возможности зарекомендовать себя в мировом рынке правовых услуг. Кроме того, реализация вышеназванной идеи приведет к повышению качества правосудия, в том смысле, что судье необходимо вести процессуальный диалог в суде с представителем, который понимает юридическую терминологию и говорит с ним на одном «профессиональном языке». Наибольшую актуальность данная ситуации получила в кассационном судопроизводстве, в рамках которого обсуждаются исключительно вопросы права. Так, гражданам согласно статье 48 Конституции Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, однако несмотря на то, что сам термин «квалифицированная помощь» подразумевает под собой наличие квалификации субъекта, ее оказывающего. В действующем же процессуальном законодательстве Российской Федерации, за исключением кодекса административного судопроизводства, отсутствуют какие-либо требования на этот счет в отношении судебных представителей. Данная проблема находилась на пике обсуждения среди теоретиков и процессуалистов более десятка лет, получила множество предложений, которые отразились в нескольких законодательных проектах, которые, в свою очередь, также не обошлись и без критики [1].Законом устанавливаются обязательные требования к судебным представителям, так, при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, наряду с адвокатами, представителями сторон в суде могут быть лица, обладающие высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности, за исключением гражданских дел, рассматриваемых мировыми и районными судами. Кроме того, требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона. К примеру, по делам, рассматриваемым по правилам арбитражного судопроизводства, требование не будет распространяться на патентных поверенных, арбитражных управляющих, а также иных лиц, указанных в федеральном законе. По гражданским делам - на законных представителей, патентных поверенных, арбитражных управляющих, профессиональные союзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по спорам, связанным с нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также на иных лиц, указанных в федеральном законе. Кодекс административного судопроизводства также дополняется новым альтернативным критерием, согласно которому быть представителем в суде по данной категории дел могут быть лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Несовпадением является одновременное вступление в силу новых требований к судебным представителям с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Такая зависимость согласуется с тем, что создание самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции, в которой кассационные жалобы будут рассматриваться по модели «полной кассации», что, в свою очередь, предвещает рассмотрение большинства жалоб в судебном заседании с приглашением сторон. Таким образом, посредством единства таких реформационных положений, кассационное правосудие выйдет на новый концептуальный уровень, а в залах заседания будут вестись глубокие и сложные правовые дискуссии, участниками которых будут выступать как раз компетентные лица, профессионально подкованные по вопросам права и судебной практики. Кроме того, тенденция к ограничению круга лиц, допущенных к участию в заседаниях в качестве судебных представителей, нацелена на поддержание судебной этики, которая требует соблюдения этических правил и стандартов при участии в судебных заседаниях не только судей, но и других участников процесса. Указанный аспект заключается в том, что на данный момент поведение сторон и других лиц, участвующих в процессе, не всегда отвечает высоким этическим стандартом, и по этой причине внедрением профессионально представительства удастся повысить планку и установить стандарт надлежащего поведения судебных представителей во взаимоотношениях как с судом, так и с клиентом [4].Следующими положительными аспектами изменений судебного представительства следует отметить: - повышение уровня качества услуг в сфере судебного представительства, - ускорение течения судебного процесса, - появление системы профессиональной юридической помощи, отвечающей международным стандартам. Однако, достижение всех вышеперечисленных положений возможно лишь в том случае, когда выделенная группа лиц будет добросовестно защищать интересы своих доверителей, ответственно подходить к подготовке к предстоящим судебным заседаниям, не допуская ненадлежащего оформления процессуальных документов и осуществляя контроль за собственными действиями и действиями доверителя в части соблюдения сроков и иных организационных моментов. Среди недостатков, следует отметить, что ограничение конкуренции в доступе к статусу судебного представителя может повлиять на повышении оплаты услуг лиц, которые во исполнении вышеуказанного Федерального закона будут обладать квалификационными требованиями необходимыми для участия в судебном процессе в качестве представителя. Однако в данном случае необходимо учитывать, что издержки граждан, вызванные некачественными правовыми услугами, оказываются гораздо более тяжким бременем, так как результатом непрофессиональных действий судебного представителя становятся проигранные судебные споры и зачастую невосполнимые убытки. Кроме того, действия непрофессиональных представителей подрывают авторитет суда тем, что ответственность за проигрыш дел граждане зачастую переносят на судью. Саму проблему дороговизны профессиональных юридических услуг призвана решить дифференциация форм оплаты правовой помощи, к примеру: 1) допустимость «гонорара успеха», когда стоимость оказанных юридических услуг напрямую зависит от конечного результата по делу, 2) введение «судебного инвестирования» в таком случае «судебный инвестор», оценив перспективы иска, инвестирует денежные средства, оплатив судебные расходы истца, а прибыль он получает в виде заранее оговоренной с истцом доли от присужденной денежной суммы, 3) совершенствование института распределения судебных расходов, в части усиления доказательственной базы понесенных расходов и их разумности, а также их взыскания [1].Совершенствование института судебного представительства включает в себя ряд мероприятий, направленных на улучшение качества и эффективности представительства сторон в суде. Это может включать в себя:1. Обучение и повышение квалификации судебных представителей. Это может включать в себя проведение специальных курсов и тренингов для судебных представителей, а также обмен опытом и передачу лучших практик.2. Установление профессиональных стандартов для судебных представителей. Это поможет обеспечить единые критерии квалификации и поведения для всех судебных представителей, что повысит доверие к их работе.3. Внедрение технологий для улучшения работы судебных представителей. Это может включать в себя использование электронных систем для подачи документов, ведения дел и коммуникации с клиентами.4. Создание механизмов контроля и надзора за деятельностью судебных представителей. Это поможет предотвратить злоупотребления и недобросовестную практику со стороны представителей.5. Содействие доступности судебного представительства для всех слоев населения. Это может включать в себя разработку программ поддержки для малоимущих граждан, а также улучшение доступности правовой помощи. Совершенствование института судебного представительства является важным шагом к обеспечению справедливости и эффективности судебной системы, поэтому его развитие и улучшение должны быть постоянным приоритетом для правоохранительных органов и общественных организаций [3].Таким образом, сегодняшнее преобразование института судебного представительства будет способствовать правовой защищенности граждан и организаций на более высоком профессиональном уровне, а также окажется ступенью на пути к национализации общемирового порядка проведения судебного процесса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Маширова Л.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СТОРОН В СУДЕ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 187 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12081 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12081



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.