'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  83 просмотров

Лиликова О.С., Бас М.Н.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается процесс цифровизации, который происходит в праве социального обеспечения. Определяется роль и место автоматизированных систем в социальной и правовой сфере. Анализируются актуальные проблемы, вызванные широким распространением информационных технологий и внедрением их в общественную жизнь граждан.   

Ключевые слова:
право социального обеспечения, цифровизация, автоматизированные системы, социальное обеспечение, правоотношения   


В настоящее время благодаря активному развитию информационных технологий, быстрому росту и широкому распространению технического прогресса в современном обществе возникла необходимость внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни. Процесс активного перехода на автоматизированные системы является цифровизацией. Задачами и основной целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является «обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения сферы социального обеспечения, а также повышение качества оказываемых услуг, предоставляемых различным категориям граждан».Активно автоматизированные системы внедряются и в правовую сферу общественных отношений. Особую актуальность приобретает внедрение процесса цифровизации в сферу социального обеспечения граждан. Ввиду отсутствия единого кодифицированного акта в праве социального обеспечения, а также наличия большого количества федеральных законов о социальном обеспечении и иных нормативно-правовых актов региональных уровней у населения возникают некоторые сложности при реализации права на социальное обеспечение. Решением данной проблемы стало внедрение Единой государственной информационной системы социального обеспечения – ЕГИССО, действующей с 1 января 2018 года. Цели данной информационной системы закреплены в главе 2.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В соответствии с положениями федерального закона, ЕГИССО создана в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, которые предоставляют меры социальной поддержки, информацией о социальных услугах, мерах социальной поддержки, а также о иных социальных выплатах и гарантиях, предоставляемых населению Российской Федерации за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов.Система ЕГИССО является положительным результатом цифровизации в праве социального обеспечения, так как данная система позволяет каждому гражданину получать полную информацию о правах на получение мер социальной поддержки, а государственные органы в свою очередь, предоставляя меры социальной защиты, вправе получать информацию о полученных гражданами выплатах, что значительно упрощает реализацию прав на социальное обеспечение. Оператором является Социальный фонд Российской Федерации, который обеспечивает исправное функционирование информационной системы.Однако процесс цифровизации приносит в общественную жизнь не только пользу. Существуют определенные проблемы, которые возникают в праве социального обеспечения, и именно в данной отрасли права проблемы цифровизации являются особо актуальными. Так, например, актуальной является проблема труднодоступности использования информационных систем, так как в основном субъектами социального обеспечения являются граждане, достигшие пенсионного возраста. Многим из них трудно дается освоение новых информационных технологий, ввиду чего они самостоятельно не в силах справиться с регистрацией в различных информационных системах. Безусловно, некоторым из них могут помочь в этом члены семьи, однако одиноким пенсионерам в случае возникновения трудностей придется обращаться в Социальный Фонд Российской Федерации, что может доставить определенный дискомфорт, например, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, различные виды социальной помощи направлены на поддержку нуждающихся, которые зачастую являются малоимущими. Для них получение социальных услуг онлайн может быть просто недоступно ввиду отсутствия сети Интернет или, например, мобильного телефона. Рассматривая цифровизацию в праве социального обеспечения, можно выделить как положительные стороны, так и отрицательные. Данный процесс является закономерным и неизбежным, ведь в век информационных технологий необходимо развивать их функционал в пользу граждан. Однако, на наш взгляд, необходимо оставить возможность получения пенсий, социальных пособий, компенсаций и выплат лично в ведомствах для лиц, которым цифровые услуги в какой-то мере труднодоступны.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Лиликова О.С., Бас М.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 167 - 170. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12078 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12078



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.