'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 21

Просмотры  41 просмотров

Бугров Ю.С., Ручкина С.А.

  


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье проведен анализ проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием финансовой системы России. Будут рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность финансовых институтов, а также выявлены недостатки и пробелы в их работе. Кроме того, будут рассмотрены меры, принимаемые государством для улучшения нормативно-правового регулирования финансовой системы и повышения ее эффективности.   

Ключевые слова:
финансовая система России, нормативные акты, регулирование финансовой системы   


В настоящее время при определении понятия «статус» прослеживаются явные пробелы и противоречия. Так, например, в соответствии со ст.1 Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция), говорится о статусе, целях, функциях и полномочиях Центробанка, то есть термин «статус» стоит в одной категории с понятиями, которые входят в его содержание. Правовой статус преимущественно рассматривается как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-правовых актах.Центральный банк России отвечает за регулирование и надзор за всей банковской системой страны, установление руководящих принципов и контроль за их соблюдением. Правовой статус Центробанка определяется Конституцией РФ и федеральными законами. Важнейшим из них является Федеральный закон «О Центральном банке РФ», в котором указано, что Банк России является юридическим лицом.При рассмотрении правового статуса Центрального Банка РФ становится очевидным, что он занимает двойственную позицию. Т.Б. Замотаева утверждает, что благодаря процессу назначения органов управления и статусу его сотрудников, приравненных к государственным служащим, Центральный банк РФ может быть однозначно признан государственным органом. Также его считают особым общественным учреждением с исключительным правом выпуска и организации денежного обращения. Кроме того, ЦБ РФ выступает в качестве оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе». Банк России действует самостоятельно, что является его основным организационным принципом. Это означает, что он функционирует аналогично государственной власти в том смысле, что обладает полномочиями, требующими государственного принуждения. Он также действует автономно от государственных органов, что обеспечивает ему некий уровень равенства с ними. Согласно Конституции РФ (ст. 11), Центральный Банк не является государственным органом, так как перечень таких органов четко определен и не включает Банк России. Поэтому, его статус до сих пор остается неопределенным, но можно сказать, что он является публичным органом с особым статусом.В соответствии с ГК РФ, Центральный Банк признается юридическим лицом, которое может иметь свое имущество и отвечать за свои обязательства, а также осуществлять гражданские права и нести обязанности. Однако, его организационно-правовая форма не определена ни в Конституции РФ, ни в Законе.Отсутствуют четкие правовые ориентиры для еще одного значимого субъекта финансовой системы России. В федеральном законе от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в пункте 1 статьи 14 Счетная палата наделена полномочиями по осуществлению контрольной и экспертно-аналитической деятельности федеральным законом, но конкретная форма этой деятельности четко не определена. В законе также указывается, что Счетная палата обязана проводить проверки эффективности и другие виды проверок на основании стандартов внешнего государственного аудита, которые утверждаются Счетной палатой. Отсутствие согласованности между двумя основными нормативными правовыми актами, регулирующими внешний финансовый контроль, ограничивает создание единой системы финансового контроля, что приводит к снижению эффективности расходования бюджетных средств. Также существует пробел в законодательстве, когда речь идет об обеспечении ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Статья 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.Однако он не может нести ответственность за неэффективное использование бюджетных средств, так как это не подпадает под действие действующего российского законодательства. Только нецелевое использование бюджетных средств прописано УК РФ и КоАП РФ. Нецелевое использование определяется как их направление на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. (ст.289 БК РФ)В условиях современной действительности наиболее разумным выходом из сложившейся экономической ситуации является постепенное усиление контроля за расходованием бюджетных средств и усиление ответственности за неэффективное использование средств. Бюджетные расходы представляют собой непрерывный процесс использования централизованных средств государственными органами, осуществляемый в строго установленной правовой форме. Согласно научной литературе, бюджетные расходы являются результатом гармоничного взаимодействия правовых норм БК РФ и норм, изложенных в законе о бюджете. Успех бюджетной деятельности в государстве, направленной на осуществление бюджетных расходов, в значительной степени зависит от создания эффективного механизма правового регулирования в этой области. Большинство ученых считают, что бюджетно-правовые нормы относятся к финансово-правовым. Бюджетное право является центральной и широко признанной подотраслью финансового права, которая не может существовать как самостоятельная отрасль. Кроме того, финансовые отношения можно институализировать по стадиям финансовой деятельности государства по поводу: образования государственных (муниципальных) денежных фондов; распределения денежных фондов государства и местного самоуправления; использования денежных фондов государства и местного самоуправления.Приведенные классификации позволяют структурировать особенную часть финансового права следующим образом: 1. Государственные и муниципальные доходы, включающие доходы централизованных государственных и муниципальных фондов, в том числе налоговое право и доходы децентрализованных государственных и муниципальных фондов.2. Государственные и муниципальные расходы, включающие расходы централизованных государственных и муниципальных фондов (бюджетные расходы) и расходы децентрализованных государственных и муниципальных фондов.3. Государственный и муниципальный кредит.Кроме того, следует отметить, что до сих пор нет единого законодательного понимания содержания и структуры финансовой системы в России, что является еще одним недостатком законодательства. В юридических нормах не определено содержание категории «финансовая система» в дефинитивном понимании.В заключение можно сделать следующие выводы, необходимо уделить внимание защите финансовой системы от внешних угроз и достижению внутреннего равновесия между ее элементами. Также важно систематизировать меры нормативного правового и экономического регулирования и регулирования финансовых операций. В настоящее время законодательные документы РФ не полностью определяют содержание и разграничение вопросов функционирования и средств стабилизации финансовой системы. Необходимо решить пробелы и противоречия в работе Центрального Банка РФ и Счетной Палаты, законодательно закрепить ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств и установить единые принципы и цели для регулирования бюджетных расходов в рамках бюджетного законодательства РФ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Бугров Ю.С., Ручкина С.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 141 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12074 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12074



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.