'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  22 просмотров

Башуров П.В., Денисов Ю.П.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе анализируется национальное и международное законодательство в области охраны озера Байкал. Предложено установить оз. Байкал статус заповедной зоной для улучшения экологической ситуации.   

Ключевые слова:
озеро Байкал, особо охраняемая природная территория, Байкальская природная территория   


Озеро Байкал - уникальный природный объект. Оно содержит примерно 20 % мировых запасов пресной воды, а кроме того, является местом обитания эндемичных видов флоры и фауны. Но, несмотря на свою уникальность, это великолепное озеро не является заповедной зоной или национальным парком, и, следовательно, не охраняется нормами Федерального закона от 14.03.1995 №33 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту ФЗ № 33) [1]. Проанализировав информацию с официального сайта Министерства природных ресурсов и экологии, мы видим, что к заповедным зонам относятся только прибрежные зоны озера Байкал, как например Байкало-Ленинский Государственный природный заповедник [2]. В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: как устроен правовой режим охраны озера Байкал на территории Российской Федерации.Для начала важно отметить то, что до 2013 года на Байкальской природной территории осуществлял свою деятельность Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который наносил вред уникальной системе оз. Байкал. Усилиями нескольких поколений ученых, экологов и представителей общественности удалось закрыть опасное производство на берегах озера. Но, на сегодняшний день, несмотря на ликвидацию производственного комплекса, одну из самых серьезных проблем экологического состояния оз. Байкал представляют отходы его деятельности.Кроме того, следует отметить, что озеро Байкал является в России одной из наиболее востребованной туристической зоной. Ежегодно к нему стремится огромный поток туристов, желающих насладиться природой этого природного комплекса. В Байкальской природной территории стала порой бесконтрольно развиваться туристическая инфраструктура. В совокупности эти два фактора негативно сказываются на экологии озера Байкал. К тому же во многих поселениях, находящихся в непосредственной близости от акватории озера, до сих пор не решены вопросы строительства современных очистных сооружений.Особая значимость оз. Байкал способствовала формированию специального национального правового режима, который образно можно назвать «правом Байкала» [3]. Нормативное оформление этого режима в национальном праве произошло, прежде всего, с появлением Федерального закона от № «Об охране озера Байкал» (далее по тексту ФЗ Об охране озера Байкал) [4]. При разработке проекта данного закона в течение длительного периода времени были изучены различные подходы к определению его внутреннего содержания и строения. В конечном счете, закон приобрел «рамочный» характер, который предполагает принятие в развитие отдельных его положений системы подзаконных нормативных правовых актов [3]. Так, наиболее значимыми, на наш взгляд, являются Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2399, устанавливающий виды деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории [5], а также Постановление Правительства от 2 февраля 2015 г. № 85, утверждающее порядок проведения государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал [6]. Помимо постановлений правительства в целях защиты экосистемы озера Байкал разработаны и приняты приказы министерств и ведомств, как на федеральном, так и региональном уровнях. Наряду со значительным числом предписаний национального законодательства, достаточно давно начали оформляться международно-правовые элементы правового режима охраны оз. Байкал. Как известно, на текущий момент какой-то отдельной конвенции, посвященной охране озера, не существует, однако принято значительное число международных договоров, формирующих отдельные части общего правового режима охраны оз. Байкал.Неоднократно на своих сессиях Комитете всемирного наследия отмечал «болевые точки» в вопросах сохранения объектов всемирного наследия, в том числе оз. Байкал. В соответствии с п. b и c ст. 22 Конвенции Об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года [7] Комитет всемирного наследия неоднократно указывал Монголии и России о необходимости проведения комплексных оценок по вопросу строительства гидроэлектростанций и водоотводов. а также направлял специальную миссию Международного союза охраны природы (МСОП) [3] и регулировал вопрос о строительстве гидротехнических сооружений на р. Селенге.В результате 5 декабря 1996 года оз. Байкал было включено в список всемирного наследия. Если же описывать правовой статус озера Байкал на территории Российской Федерации, то законодатель не дает прямого ответа на этот вопрос. С одной стороны, ФЗ Об охране озера Байкал относит к его Байкальской природной территорией, но, при этом, сам статус озера не определяется. В соответствии со ст. 1 Федерального закона №33 особо охраняемая природная территория – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1]. Как видно из определения, к особо охраняемым территориям, в том числе, относят и водную поверхность. Возникает следующий вопрос: к какому виду из охраняемых природных территорий следует отнести оз. Байкал? В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №33 выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники (в том числе биосферные заповедники), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и дендрологические парки. На наш взгляд, озеро Байкал следует признать государственным природным заповедником, чтобы ограничить вмешательство людей в экосистему этого природного памятника, а именно уменьшить количество туристических объектов. В заключении, хотелось бы отметить, что законодательно, непосредственно озеро Байкал никак не защищено. В ФЗ о Байкале рассматриваются только территории, окружающие озеро. На наш взгляд, законодателю следует признать озеро Байкал охраняемой природной территорией, а именно государственным природным заповедником, чтобы еще больше обезопасить этот величайший природный объект.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Башуров П.В., Денисов Ю.П. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 129 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12072 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12072



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.