'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  23 просмотров

Сорокин А.В., Махинова Н.В.

  


ЭФФЕКТИВНЫЕ ЗАКУПКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена оценке ключевых проблем эффективности закупок с позиций ее непосредственных участников. Анализируются формы и методы закупок, а также детально исследуется процесс организации и проведения эффективных закупок. Особое внимание уделяется выбору поставщиков, проведению конкурентных торгов, анализу рынка и ценовой политики. Описываются основные проблемы в организации процесса закупок, включая планирование, анализ и сопоставление предложений. Рассматриваются современные информационные технологии в системе управления закупками (CRM-системы, искусственный интеллект). В заключение статьи автором подчеркивается важность правильной организации закупочной деятельности в условиях современного рынка и бизнес-среды как ключевого фактора успешной деятельности организации.   

Ключевые слова:
закупки, логистика, поставщик, снабжение, оценка рисков, искусственный интеллект, цепь поставок   


В современном бизнес-процессе управления закупками играет критически важную роль. Современная рыночная среда требует от организаций не только управления процессами производства и продаж, но и грамотной организации закупок. От выбора поставщиков до контроля качества поставляемых товаров и услуг - эффективные закупки играют ключевую роль в успехе бизнеса. Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене [2]. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Закупки по своей экономической сущности, представляют собой процесс приобретения товаров в оптовом или мелкооптовом объеме, который осуществляется как торговыми предприятиями (юридическими лицами), так и частными лицами, с целью последующей перепродажи приобретенных товаров для получения прибыли [1].Эффективные закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров, оказывать влияние на производителей с учетом потребностей спроса, а также обеспечивать эффективное функционирование предприятия. Одной из главных проблем, которые возникают при осуществлении закупок, является выбор подходящего поставщика. Это важное решение связано не только с тем, что на рынке представлено множество поставщиков, предлагающих схожие товары, но и с необходимостью выбрать партнера для реализации логистической стратегии.Успех в закупочной деятельности зависит от правильного выбора поставщика, который влияет не только на цену товара, но также на стабильность поставок, соответствие заказу, обеспечение гарантий и качественное сервисное обслуживание. Существуют два подхода при выборе поставщика: выбор из уже установленных деловых отношений с компаниями, которые ранее были поставщиками, и поиск новых поставщиков на рынке. При выборе из уже установленных отношений можно продолжить сотрудничество с проверенными организациями. Однако, при выборе нового поставщика требуется провести многокритериальный анализ, который часто основан на субъективных оценках экспертов. В связи с этим возникают риски, связанные с определением надежности поставщика и его соответствия требованиям организации.Задача формирования оптимального объема запасов в том числе связана с затратами на логистику. В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок: прямая цепь поставок, расширенная цепь поставок и максимальная цепь поставок.1) Прямая цепь поставок (рис. 1) включает фокусную (центральную) организацию, поставщика и покупателя, которые участвуют в потоке продукции, услуг, финансов и информации как во внутренней, так и во внешней среде организации./Рис. 1. Прямая цепь поставок.2) Расширенная цепь поставок (рис.2) включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня./Рис. 2. Расширенная цепь поставок.3) Максимальная цепь поставок (рис.3) включает фокусную организацию, ее контрагентов и поставщиков сырья и материальных ресурсов на «входе», а также сеть распределения, включая конечных потребителей и прочих посредников./Рис. 3. Обобщенный вид максимальной цепи поставок.Определение оптимального ассортимента и объема товаров для поставки представляет собой сложную задачу в современных условиях, поскольку требуется учесть множество факторов, влияющих на спрос. Традиционные модели планирования закупок, основные на данных, в которых существенны предположения о вероятностных распределениях неопределенных параметров и критериев, не позволяют оперативно адаптироваться к изменениям в экономике. Все это может привести к избыточным запасам или дефициту. Проблема определения оптимального объема закупки непосредственно связана с проблемой формирования запасов.При принятии решений в закупочной деятельности - практически единственным эффективным средством минимизации ошибок является использование информационных технологий. В контексте перечисленных проблем для решения могут быть использованы информационные технологии (CRM), технологии искусственного интеллекта, в частности машинное обучение. Для решения проблемы высоких издержек, предложенные технологии могут быть применены с целью аналитики затрат. Искусственный интеллект призван улучшить существующую и уже привычную всем автоматизацию [3]. Проблемы, описанные выше, связаны с неэффективностью процессов закупочной деятельности, большим объемом анализируемой информации и недостаточной эффективностью используемых технологий, которые требуют постоянного контроля со стороны человека. В прошлом эти проблемы не были так актуальны, так как эксперты могли проводить анализ информации своими силами. Однако, в современном мире закупочная деятельность генерирует огромные объемы информации, включающей цепи поставок, качество товаров, ресурсы предприятия и другие аспекты. Неэффективность управления таким объемом данных может привести к недостаточному использованию потенциала предприятия. Кроме того, неэффективные закупки могут привести к финансовым потерям. С помощью информационных технологий и искусственного интеллекта можно гораздо эффективней искать, извлекать и анализировать информацию в разных бизнес-процессах закупочной деятельности, что ведет к минимизации воздействия человеческого фактора, с которым связана большая часть проблем закупочной деятельности на российских предприятиях.Таким образом, значимость правильной организации закупочной деятельности в современных условиях рынка и бизнес-среды очень высока. Правильная организация закупок позволяет обеспечить необходимый ассортимент товаров и услуг, минимизировать затраты, вовремя реагировать на изменения рынка и повысить конкурентоспособность предприятия. Эффективные закупки имеют существенное значение для достижения успеха и устойчивого развития любой компании.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Сорокин А.В., Махинова Н.В. ЭФФЕКТИВНЫЕ ЗАКУПКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 93 - 99. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12067 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12067



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.