'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  26 просмотров

Ручкина С.А.

  


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются и сравниваются основные характеристики налоговых систем стран-членов ЕАЭС. Также приведена сравнительная характеристика налоговых ставок выбранных стран. По описанным ранее данным сделан вывод о сходстве и различие налоговых систем стран-членов ЕАЭС.   

Ключевые слова:
налоговая система, ЕАЭС, налог, налоговые поступления   


Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является международным интеграционном экономическим объединением, созданным с целью развития экономик стран-участниц и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. В состав ЕАЭС входят пять стран: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Кыргызская Республика. Каждая из этих стран имеет свою собственную налоговую систему, которая отличается от других членов союза. Налоговая система Армении является двухуровневой, все налоги и другие платежи уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты. К государственным налогам относятся: налог на прибыль, подоходный налог, акциз, НДС. К местным: налог на имущество, земельный налог, гостиничный налог, налог на парковочное место транспортного средства. Налоговые взаимоотношения регулируются:налоговым законодательством,постановлениями правительства,актами уполномоченного государственного органа [1].В среднем налоги и платежи составляют 85% всех поступлений в бюджет. Большую долю в структуре налоговых поступлений занимают НДС (примерно 29,0%), налог на прибыль (24,0%), подоходный налог (17,0%), акциз (15,0%) [2].Налоговая система Республики Беларусь также имеет двухуровневую структуру: республиканский и местный бюджеты. Республиканские налоги это: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, подоходный налог с физлиц, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств, различные сборы и пошлины. К местным налогам относятся: налог на владения собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.Налоговые поступления составляют примерно 81-83 процента от всех поступлений в бюджет, в основном формируются за счет: НДС (30-32%), налога на прибыль (14-15%), подоходного налога (23-25%), акциза (12-13%) [3].В налоговой системе Республики Казахстан налоги подразделяются на общегосударственные и местные налоги. Одними из основных налогов являются: НДС, акциз, корпоративный подоходный налог, налоги недропользователей. Все платежи во внебюджетные фонды сведены в единый социальный налог. Налоговые отношения основываются на Конституции Республики Казахстан, регламентируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс), а также нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом [4].Аналогично предыдущим налоговым системам, налоговая система Кыргызской Республики также является двухуровневой и состоит из общегосударственных и местных налогов. Общегосударственные налоги: НДС, налог с продаж, подоходный налог, налог на прибыль, акциз, налог за пользование недрами. К местным налогам относятся: налог на имущество, земельный налог. Основная часть поступлений в бюджет приходится на НДС (40%), акцизы (7-8%), подоходный налог (10%) и налог с продаж (9%). Можно отметить, что доля косвенных налогов в бюджете Кыргызской Республики составляет более 55% от всех налоговых поступлений [5].В отличие от других стран-членов ЕАЭС налоговая система Российской Федерации имеет трехуровневый бюджет: федеральный, региональный и местный. Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, разные виды государственных пошлин и сборов. Региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. Местные налоги: земельный налог, торговый сбор, налог на имущество физических лиц. Налоговая система основывается на Конституции Российской Федерации, а регламентируется Налоговым кодексом и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Так же, как и в других странах ЕАЭС, большую долю в доходной части бюджета составляют налоговые поступления. Из них на НДС приходится 15-17%, на налог на прибыль – 10%, НДФЛ - 10% и на акцизы – 4-5 % [6].Рассматривая основные налоги стран членов ЕАЭС, сравнительную характеристику можно представить следующим образом:Подоходный налог: все страны взимают подоходный налог с физических лиц, но его ставка может варьироваться от 13% в России до 16% в Казахстане.Налог на добавленную стоимость: во всех странах, кроме России, взимается налог на добавленную стоимость. Его ставка также может отличаться: от 12% в Казахстане до 24% в Беларуси.Корпоративный налог: большинство стран взимают корпоративный налог, ставка которого может колебаться от 20% в Армении до 30% в Кыргызстане.Налог на недвижимость: все страны, кроме Казахстана, взимают налог на недвижимость, ставка которого также может быть разной [7].Все страны-члены Евразийского экономического союза имеют свои особенности в налоговых системах, которые определяются историческими, экономическими и социальными факторами. Как видно из основных характеристик налоговых систем, в анализируемых странах действуют практически одни и те же виды налогов, создана сходная схема их администрирования. Во всех государствах большая доля поступлений в бюджет приходится на налоги на доходы и косвенные налоги (НДС, акцизы, а в Кыргызской Республике еще налог с продаж).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Ручкина С.А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 75 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12064 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12064



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.