'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 163

Просмотры  37 просмотров

Шапенова К.С.

  


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается влияние сурового климата Крайнего Севера на готовность детей к обучению в школе, на их эмоционально-личностное развитие, а также на психологическое состояние. В конце статьи приводятся рекомендации от автора по оказанию помощи школьникам в условиях Крайнего Севера.   

Ключевые слова:
школьники, условия Крайнего Севера, помощь, поддержка, развитие   


В процессе формирования личности важную роль играет социализация, или иными словами, процесс адаптации индивида к окружающему миру. Именно в детском периоде происходит созревание человека, который способен гармонично и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям в социальной среде. Наиболее социально незащищенной группой населения являются дети, проживающие в районах Крайнего Севера. Они находятся в особо трудных условиях жизни.Нехватка или наоборот избыток солнечного света, питание с отсутствием необходимого количества витаминов, чрезмерный перепад температур, а также низкий уровень кислорода в воздухе – все это относится к неблагоприятным условиям Крайнего Севера [2]. Негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие подростков младшего возраста. В проведенных исследованиях некоторыми учеными было установлено, что для подростков, проживающих на территории Крайнего Севера, характерны темпераментальные различия в соответствии с полом. Анализ психоэмоционального состояния девочек показал, что для решения внутриличностных проблем и переживаний они используют ресурсы организма, при этом у них была выявлена более высокая общая активность [4].Жизнь на Севере часто сопровождается состоянием повышенной нервозности, раздражительности, переутомления, вялости. Для регулирования подобного состояния и приведения самочувствия в оптимальный режим необходимы не только медикаментозная поддержка организма, но и психологическая, а порой даже психотерапевтическая [6]. Крайний Север накладывает значительный отпечаток на психологическое развитие детей. «Школьные факторы» имеют большое значение среди факторов, формирующих здоровье. Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%. Влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15% [3].В последнее время неуклонно возрастает роль социализации в условиях Крайнего Севера в учебной и внеурочной работе. Проблема психологической готовности и обучения детей в условиях Севера на современном этапе развития общеобразовательных школ является весьма актуальной. Современные системы общей и профессиональной подготовки направлены на развитие у молодых людей компетенций, ориентированных на изменение современной социальной среды, однако переход к новой парадигме подготовки не всегда проходит успешно.Особенно сложно дается перестройка отдаленным сельским и поселковым школам. Образ жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности (а это около 65%), кардинально отличается от образа жизни жителей современных городов [1]. В сложившейся ситуации построение системы образования детей данных народов требует специального психолого-педагогического сопровождения.На наш взгляд, в погоне за современными образовательными технологиями упускается важная особенность – это направленность в сторону психологизации, поскольку достижение результатов в образовании напрямую зависит от факторов формирования личности ребенка. Данная проблема находит свое подтверждение в последних исследованиях и публикациях. Выделим в них кратко важные для нас аспекты: 1. Довольно значительная часть детей коренных малочисленных народов Севера вынуждена рано отрываться от семьи, получая общее образование в школах-интернатах. 2. Если речь идет о школе-интернате для малочисленных народов, то попадая в нее, ребенок находится в условиях незнакомой среды, где неизвестные ему взрослые начинают предъявлять разные требования, что требует развитых навыков социального приспособления, которые достаточно хорошо сформированы уже к данному возрасту у их сверстников, проживающих в городах. 3. Речевое развитие детей-аборигенов связано с немногословностью воспитания в традиционной культуре народов Севера, что противоречит школьному вербальному обучению [1].4. При нарушении опыта взаимодействия ребенка-аборигена с социальной средой, на этапе поступления в школу такой ребенок выглядит психофизиологически незрелым, функционально не готовым к получению знаний.5. У большинства детей-аборигенов за годы обучения в общеобразовательных учреждениях наблюдается ухудшение уровня жизни, потеря традиционных фиксированных установок на природу, уклад жизни, промыслы, питание, укрепление здоровья, физическую активность, социально-психологическую, родовую защиту.Если говорить о внеклассной работе, то в последнее время она становится все более значимой. Помимо получения знаний по учебным предметам, школьникам необходимо развивать мировоззрение. Внеклассная работа в условиях Крайнего Севера имеет ряд особенностей: 1. Коренные жители Севера передают свой опыт детям для формирования у них правильного отношения к природным богатствам, 2. Семьи, которые приехали на Север для заработков, вынуждены работать посуточно, что сказывается на времяпрепровождении их с детьми. На помощь им приходит внеклассная работа, которая позволяет занять детей, научить их новым видам деятельности. 3. Климатические условия Севера ограничивают возможность длительного пребывания на улице. Школьники вынуждены заниматься в помещении, в этом заключается еще одно достоинство внеклассной работы в школе в условиях крайнего Севера.Таким образом, в условиях Крайнего Севера важным является развитие внеклассной, внеурочной работы в школе. Она позволит эффективнее использовать свободное время школьников.Изучив материал по теме социально-психологической помощи школьникам в условиях Крайнего Севера, дадим некоторые рекомендации. Считаем, что будет полезным организация дефектологических факультетов для работы с детьми народов Севера, у которых имеются недостатки когнитивного развития. Но для получения эффекта от организации данных факультетов необходимо подготовить соответствующие кадры, поскольку знаний общей педагогики и психологии в данном случае недостаточно.Для действующих учителей в школах хочется порекомендовать тренинги общения, предложенные психологами Е. Лютовой и Г. Мониной, для улучшения эмоционально-личностного развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Занятия со школьниками по программам тренингов можно организовать как групповые, так и индивидуальные. Целями проведения данных занятий являются повышение самооценки и уменьшение тревожностей у школьников, развитие коммуникативных навыков для более эффективной адаптации детей к школе, формирование чувства уверенности в себе.Таким образом, социализация школьников в условиях Крайнего Севера будет проходить эффективнее, если при организации воспитательной работы соблюдаются следующие условия: если воспитательная работа носит системный характер и ее осуществляют люди с соответствующим образованием и знаниями, если максимально учитываются особенности развития ребенка и возможности региона.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шапенова К.С. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1050 - 1056. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11981 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11981



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.