'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 160

Просмотры  213 просмотров

Новоселова Е.А., Рочева О.В.

  


ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ НА ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА *

  


Аннотация:
в работе речь идет о психических расстройствах, и о том, как они влияют на творчество известных деятелей искусства. Произведен разбор творчества некоторых художников и поэтов.   

Ключевые слова:
творчество, психическое расстройство, душевное переживание   


Мир наполнен удивительными людьми. Художники, поэты, музыканты – все это люди, живущие среди нас. Многие занимаются творчеством, но далеко не все становятся известными. Чтобы создать что-то великое, нужно посмотреть на вещи с другой, совершенно новой стороны, а затем позволить всему миру увидеть их такими, какими раньше их не видел никто. Простые, обыденные вещи могут таить в себе много интересного, и далеко не каждый может это заметить. Может, для этого нужен особый склад ума? Как творчество (в самом широком смысле), так и психическая патология представляют собой нечто новое во внутреннем мире личности, в духовном богатстве всего общества – психическую продукцию. Создавая нечто великое, творцы выходят за рамки обыденного. И у этой медали две стороны: с одной — творческий гений, с другой — непереносимое страдание его обладателя. Многие искусствоведы отмечают тонкую грань между искусством и психическими заболеваниями, ведь работы художников, поэтов и других деятелей искусства отражают не только их творческие способности, но и душевные переживания, их внутренний мир.Психическое расстройство — это состояние психики отличное от нормального. Оно влечёт изменения и нарушения в сфере чувств, мышления, поведения и наряду с этим, по некоторым утверждениям, почти всегда происходят изменения соматических функций организма. Каждое отклонение имеет причину или ряд причин, по которым оно возникло. По данным ВОЗ каждый 4-5 человек в мире имеет психическое или поведенческое расстройство.Известно множество творческих личностей, которые страдали психическими расстройствами. Безусловно, заболевания оказывали влияние на их произведения. Отражение психических заболеваний можно заметить в работах художников Михаила Врубеля, Франсиско Гойя, Эдварда Мунка, писателей Эдгара Аллана По, Эрнеста Миллера Хемингуэй, Франца Кафка, Джонатана Свифта, Жан-Жак Руссо, Николая Васильевича Гоголя, Ги де Мопассана.Хотелось бы более подробно разобрать особенности работ данных личностей.Врубель Михаил Александрович (1856— 1910). Известный русский художник страдал серьезными заболеваниями с детства и до конца своей жизни.До 3-х летнего возраста его считали аутистом, так как он мало разговаривал, поздно встал на ноги, да и в целом был не активным ребенком.Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.С совершеннолетия у Михаила стали отмечаться резкие перепады настроения. Сам художник отмечал, что периодически у него случались «натиски восторга», во время которых идеи приходили к нему постоянно. Эксперты утверждают, что именно это психическое заболевание повлияло на то, что часть работ Михаила так и не были закончены. Ближе к 46-летию Врубеля положили в психиатрическую лечебницу: он слышал у себя в голове хор, считал себя то Иисусом, то поэтом… Врачи подтвердили диагноз: прогрессивный паралич. Историки замечают, что следы болезни можно увидеть на почти всех полотнах, начиная с «Демона сидящего» (см. рис. 1). Искусствовед Петр Суздалев считает, что ранние картины Михаила относятся к «здоровому» творчеству, но имеют отражение психических проблем художника. В цветовой политре картин Врубеля преобладают серо-лиловые и красно-серые оттенки, которые говорят о тревожности художника. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 - 1828), – великий испанский художник и гравёр.Художник вырос в семье популярного позолотчика, поэтому с детства был связан с творчеством. Поначалу Гойя обучался у местного мастера, а ближе к 20-тилетию отправился в Мадрид, где учился у Франсиско Байеу. Первые картины Гойи лиричные, в них преобладают спокойные оттенки. (см. рис. 2). Со временем его стиль менялся, художник экспериментировал, что-то добавлял, однако наибольшие изменения в его картинах произошли ближе к 50-тилетию Франсиско.Художник оказался прикован к постели, в своих дневниках он жаловался на галлюцинации, головные боли и периодический паралич, с этого момента его полотна становились более мрачными (см. рис. 3).Историки предполагают, что причиной всему стал синдром Сусака. Характерными особенностями такого аутоиммунного синдрома является нарушение внимания, памяти, ухудшение слуха, судороги.Эдвард Мунк (1863 - 1944) — всемирно известный норвежский художник. творец кошмаров и певец тревоги. Судьба его весьма трагична, в детстве художник потерял мать, а воспитанием занимался отец-фанатик. С раннего творчества Мунк интересовался мистическим, задумывался о жизни после смерти.Помимо сложного детства, взрослый мир преподнес ему не меньше трудностей. Он столкнулся с истеричной любовницей, отношения с которой вызвали у него нервный срыв. Он попал в больницу, но не переставал творить. В этот период он создал несколько работ, которые отражали его переживания. Например, «солнце», «меланхолия», «портрет доктора Густава Шифлера» (см. рис. 4). После выписки из больницы Мунк стал видеть галлюцинации, которые преследовали его всю оставшуюся жизнь. Он видел страшных чудовищ и даже видел, как сама смерть стучится к нему в дверь. (см. рис. 5). Картины Эдварда Мунка наполнены загадками и мистикой, это, безусловно, пугает и завораживает. В общей сложности художник сделал более 1700 картин, большую часть его работ можно увидеть на Родине Мунка, в Норвегии.Джонатан Свифт (1667-1745) – ирландский писатель.Специалисты до сих пор спорят о том, какой же диагноз поставить этому ирландскому писателю: болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера. Известно, что Свифт страдал головокружениями, потерями памяти, терял ориентацию в пространстве, часто не узнавал людей и окружающие его предметы, плохо улавливал смысл речи собеседника. Эти симптомы постоянно нарастали, приведя писателя в конце жизни к крайне тяжёлому состоянию. Это не помешало Свифту подарить обществу новую форму политической сатиры. Джонатан Свифт стал известным благодаря фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера» и сатирическому памфлету «Скромное предложение».В образе Свифта сочетались добрые дела, неистовая ненависть и злоба к тем, для кого он эти дела совершал, и житейская неприспособленность. Не является ли уже одно это сочетание свидетельством аномальности личности?Жан-Жак Руссо (1712-1778) – Французский писатель и философ страдал паранойей, которая выражалась в мании преследования.В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают. Так, однажды Руссо решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника.Идеи, подаренные миру: педагогическая реформа. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля»: взамен репрессивному методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки, он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации. Задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности. Новый тип литературного героя и новые литературные направления. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание - слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), - дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма. Идея правового демократического государства, прямо вытекающая из сочинения « Об общественном договоре». Идея революции (именно произведениями Руссо вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции, сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – русский писатель.Один из самых загадочных, таинственных писателей. Вся его жизнь была окутана мистикой, да что там, даже после смерти о нём не переставали ходить удивительные слухи. Диагноз знаменитого русского писателя определить сейчас довольно сложно. Известно, что Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, что может говорить о шизофрении. Периоды апатии и крайней заторможенности сменялись приступами крайней активности и возбуждения. Писатель часто погружался в депрессивные состояния, испытывал острую ипохондрию. Известно, что Гоголь считал, что органы в его теле несколько смещены, а желудок так и вовсе располагается «вверх дном». Преследовала его и клаустрофобия.Однажды в приступе психоза Гоголь сжег свои рукописи, объяснив это происками нечистой силы. После этого состояние автора стало резко ухудшаться.Благодаря Гоголю в наше общество вошла специфическая любовь к «маленькому человеку», состоящая наполовину из отвращения, наполовину из жалости. Такой образ в произведениях автора зародился не случайно, он является следствием жестокого обращения с самим Гоголем. Свой протест, а точнее крик души, он выразил в собственных произведениях, мы можем прочувствовать его и сейчас.Ги де Мопассан (1850-1893) – французский писатель, знаменитый во всем мире благодаря своим остросоциальным новеллам, тоже страдал психическими расстройствами. Психиатры установили у автора прогрессивный паралич мозга.Всю жизнь Мопассана терзала ипохондрия, самым большим ужасом, преследуемым его повсюду, был страх сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. На фоне многочисленных нервных срывов писатель два раза пытался покончить с собой - оба неудачно.Однако, по некоторым источникам, «параличом мозга» Ги де Мопассан старался скрыть гораздо более неприятное заболевание, а именно сифилис. Так, в переписке с другом в 1977 году он пишет: «У меня - сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк... Нет, нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I. Велика беда!»Многие врачи считают, что именно по этой причине писатель страдал психическими расстройствами и галлюцинациями.В 1891-м Мопассан был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси: там он и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти. Идеи, подаренные Мопассаном миру: физиологизм и натурализм (в том числе эротический) в литературе.В заключение хочется сказать, что «Гениальность, конечно, не болезнь. Но болезнь гения – является фактом большой художественной и духовной значимости…»   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Новоселова Е.А., Рочева О.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ НА ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1020 - 1031. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11978 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11978



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.