'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 138

Просмотры  24 просмотров

Паламар В.Н., Ахметшина Ю.В.

  


РЕАКЦИЯ СТРАН АТР НА УСИЛЕНИЕ ЯПОНИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается реакция стран Азиатско-Тихоокеанского региона на принятие Японией новой стратегии национальной безопасности. Также были сделаны выводы о дальнейших планах страны Восходящего Солнца в регионе.   

Ключевые слова:
КНР, стратегия национальной безопасности, КНДР, Япония, Россия   


С начала XX века Япония была сильно привязана к Юго-Восточной Азии, но их отношения никогда не были гладкими. Из-за коллективной памяти региона о вторжении Японии во время Второй мировой войны и ее корыстной экономической политики в отношении региона в послевоенное время, государства Юго-Восточной Азии оставались скептиками в отношении стратегических намерений Японии, несмотря на значительную экономическую помощь в качестве послевоенных репараций. Это хорошо видно на примере массовых протестов против визитов премьер-министра Танаки в Юго-Восточную Азию в 1974 году, особенно в Индонезии и на Филиппинах, и явно повредило послевоенной дипломатической стратегии Японии по сохранению "своей позиции азиатской страны". Чтобы преодолеть негативное восприятие Юго-Восточной Азии, 18 августа 1977 года премьер-министр Такэо Фукуда выступил на Филиппинах с исторической речью, которая стала так называемой "Доктриной Фукуды". В этой доктрине Япония обещала (1) не становиться военной державой, представляющей угрозу для региона, (2) развивать отношения "от сердца к сердцу" со странами Юго-Восточной Азии, и (3) способствовать сотрудничеству с АСЕАН и странами Индокитая.Значение этой доктрины заключалось в обновлении дипломатических обязательств Японии перед государствами Юго-Восточной Азии, которые подчеркивали равноправное партнерство, несмотря на различия в их силе. Это стало возможным отчасти потому, что Япония больше не представляла значительной военной угрозы для региона, поскольку была ограничена конституционно, юридически, политически и социально, несмотря на свой растущий экономический статус. Государства Юго-Восточной Азии, в основном члены АСЕАН, приветствовали такой дипломатический подход, поскольку смогли извлечь выгоду из растущей экономической помощи Японии и дипломатического уважения на переговорах о торговле и помощи развитию. С тех пор Япония поддерживает социально-экономическое и политическое развитие стран Юго-Восточной Азии, не представляя собой политической и военной угрозы.Конечно, к концу эпохи холодной войны некоторые государства Юго-Восточной Азии, такие как Сингапур, подняли стратегический вопрос о потенциальной роли Японии в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако Япония постоянно заверяла их, что не станет военной державой и не воспользуется вакуумом силы в регионе после окончания холодной войны. В то же время она постоянно способствовала экономическому развитию региона, в том числе политически стабилизировала государства Индо-Китая. С начала 2000-х годов экономическая мощь Японии относительно снизилась по сравнению с Китаем, однако она все еще сохраняет свое экономическое присутствие в виде прямых иностранных инвестиций, даже в таких в целом прокитайских государствах, как Камбоджа и Лаос. Кроме того, Япония поддерживает усилия АСЕАН по институциональному строительству с 1990-х годов.Поскольку АСЕАН опасалась дипломатической маргинализации в результате инициатив региональных великих держав по созданию новых региональных многосторонних институтов в эпоху после холодной войны, таких как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Япония заверила государства Юго-Восточной Азии, что АСЕАН остается наиболее важным региональным институтом. Более того, она оказала дипломатическую поддержку инициативам АСЕАН по институциональному строительству, таким как создание Регионального форума АСЕАН в 1994 году, АСЕАН-плюс-три (АПТ) в 1997 году, Восточноазиатский саммит (ВАС) в 2005 году и Встреча министров обороны АСЕАН плюс (ADMMPlus) в 2010 году. Эти хорошие отношения привели к тому, что элита Юго-Восточной Азии положительно относится к Японии. Согласно опросу, проведенному Институтом Юсофа Исхака ISEAS в 2019, 2020 и 2021 годах, Япония является одним из наиболее надежных стратегических партнеров и альтернативным игроком в контексте стратегической конкуренции между США и Китаем. Конечно, эти общие представления элиты не всегда отражают политику отдельных государств Юго-Восточной Азии и АСЕАН. Однако это стало дипломатическим активом Японии, чтобы заручиться общей поддержкой Юго-Восточной Азии, особенно когда она берет на себя инициативу играть более активную роль в регионе и за его пределами.Термин "свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион" был придуман не президентом США Дональдом Трампом, а берет свое начало из речи премьер-министра Японии Синдзо Абэ. В 2007 году, во время своего первого президентского срока, Абэ выступил перед Индийским конгрессом с речью под названием "Слияние двух морей". В ней он изложил свое видение более тесной политической и экономической связи между Тихим и Индийским океанами. Это видение основывалось на интенсивном сотрудничестве между демократическими государствами региона, который должен был стать центром сети, охватывающей весь Индийский и Тихий океаны, и создать условия для "свободного потока людей, товаров, капитала и знаний", что гарантировало бы "свободу и процветание". По мнению Абэ, безопасность судоходных путей имеет в этом отношении центральное стратегическое значение. В концепции связности Абэ также делает акцент на "универсальных" нормах, которые призваны тесно связать демократические страны региона в политическом и экономическом плане, и регулировать поведение недемократических государств, прежде всего Китая.В концепции связности Абэ делает акцент на "универсальных" нормах, которые тесно связывают демократические страны Индо-Тихоокеанского региона.В этом контексте в 2007 году Абэ также предложил создать "четверку", состоящую из Японии, Австралии, Индии и США. Однако первый президентский срок Абэ продлился всего один год, поэтому соответствующие концепции были воплощены в жизнь только во время его второго президентского срока, начавшегося в 2012 году.В начале своего второго срока на посту премьер-министра Японии Абэ опубликовал в конце 2012 года эссе под названием "Демократический бриллиант безопасности Азии", в котором он вновь обратился к прежним идеям. В ответ на "агрессивное поведение" Китая в Азии он предложил создать демократическую коалицию в составе Японии, США, Индии и Австралии для совместной защиты глобальных общественных благ, в первую очередь свободы судоходства. Эта идея была вновь выдвинута Абэ в широко известной речи в Найроби в 2016 году, в которой он говорил о "союзе двух свободных и открытых океанов и двух континентов". Впоследствии она получила название "Стратегия FOIP".С тех пор "Стратегия FOIP" вошла в официальный дискурс и стратегические документы Японии. Союз с Соединенными Штатами по-прежнему рассматривается как гарантия безопасности Японии. Министерство иностранных дел Японии суммирует основные принципы FOIP в трех ключевых областях: Во-первых, поддержание порядка, основанного на правилах, в основе которого лежат принципы свободной торговли и свободы судоходства, во-вторых, обеспечение экономического процветания путем расширения физической связи через развитие инфраструктуры, расширения связи между людьми через расширение программ обмена и институциональной связи через гармонизацию глобальных стандартов и правил, и в-третьих, поддержание мира и безопасности путем расширения сотрудничества в области безопасности с США, Индией, Австралией и другими партнерами.Вышеупомянутые основные направления FOIP остаются неизменными с 2016 года, включая цель сохранения свободы судоходства и порядка, основанного на правилах, для всего Индо-Тихоокеанского региона. Соответственно, Абэ назвал воды Индо-Тихоокеанского региона "общественным достоянием", которое должно быть защищено путем соблюдения международного права, а именно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS). Не называя Китай в качестве противника, эти акценты и риторика иллюстрируют цель сдерживания Пекина. С географической точки зрения Токио понимает под "Индо-Тихоокеанским регионом" всю территорию от восточного побережья Африки до американского побережья Тихого океана.Несмотря на некоторые неизменности, с 2016 года "Стратегия FOIP" претерпела некоторые изменения. Прежде всего, в сентябре 2018 года она была переименована в "FOIP Vision". С тех пор японские дипломаты, как и премьер-министр Абэ, говорят уже не о "стратегии", а о "видении". Помимо переименования, ориентация на Китай изменилась и по содержанию: если до 2018 года Токио использовал FOIP в основном как стратегию сдерживания Китая, особенно в отношении БРИ Пекина, то с 2018 года риторика изменилась. В своей речи перед японским парламентом Абэ косвенно намекнул на возможность сосуществования и взаимодополнения его концепции FOIP и китайского БРИ, а также высказал идею тесного сотрудничества с Китаем в области развития инфраструктуры в Азии в будущем. Однако пока о реализации таких проектов ничего публично не объявлено.На уровне политики безопасности и обороны Япония сосредоточилась на укреплении военного союза с Соединенными Штатами и возрождении "четверки". Кроме того, были расширены двусторонние диалоги по вопросам безопасности и оборонной политики, например, в октябре 2018 года Индия и Япония начали регулярные диалоги в формате "2+2" (между министрами иностранных дел и обороны соответствующих стран). В этом контексте в 2018 году начались переговоры по Соглашению о приобретении и перекрестном обслуживании (ACSA), которое призвано облегчить взаимное использование военных баз для целей материально-технического обеспечения (продовольствие, боеприпасы и топливо), а также проведения совместных маневров с возможностью подключения третьих стран, таких как США.В последние годы военно-морские силы и береговая охрана Японии, Индии, Австралии и США провели ряд совместных маневров и учений в Южно-Китайском море. Военно-морские учения проводились и с некоторыми государствами АСЕАН, например с Вьетнамом. Японские военные корабли заходили в порты Индии, Шри-Ланки, Сингапура, Индонезии и Филиппин. Обучение партнеров оборонной политике также является частью инициатив Японии в области политики безопасности в контексте FOIP, например, страна передала в дар Шри-Ланке, Вьетнаму и Филиппинам патрульные катера береговой охраны. На дипломатическом уровне преобладает двустороннее сотрудничество с Индией, США, Австралией и другими партнерами, хотя есть и небольшие многосторонние инициативы, например, поддержка Токио встречи лидеров тихоокеанских островов (PALM).Обострение соперничества между США и Китаем стало одним из важнейших факторов, определяющих стратегическую динамику в Индо-Тихоокеанском регионе. Наращивая экономический и военный потенциал, Китай расширяет свое социально-экономическое влияние, в частности, благодаря инициативе "Пояс и путь" (ППД), а также военно-морскому присутствию в Тихом и Индийском океанах. В ответ на это Соединенные Штаты приняли стратегию "Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона" (FOIP), чтобы противостоять китайскому влиянию с помощью многосторонних механизмов, а именно консультативной группы (Quad) Австралия-Индия-Япония-США и трехстороннего партнерства по безопасности Австралия-Китай-США (AUKUS).В свете углубления экономической взаимозависимости немедленное возникновение стратегического разделения по типу холодной войны маловероятно, однако нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что постепенное разъединение в конечном итоге приведет к разделению региона между Китаем и Соединенными Штатами в долгосрочной перспективе. Юго-Восточная Азия не является исключением. Расположенный в центре Индо-Тихоокеанского региона, обладающий огромными природными ресурсами и жизненно важными морскими коммуникациями (МКС), этот субрегион давно привлекает внимание великих держав. Кроме того, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) представляет собой эпицентр азиатской региональной институциональной архитектуры, которая является источником дипломатической легитимности, и Китай, и Соединенные Штаты сейчас соперничают за поддержку АСЕАН их стратегического видения. Хотя государства Юго-Восточной Азии пытаются обеспечить региональную автономию и играют ключевую роль в развитии азиатского регионализма под знаменем "центральности АСЕАН", стратегическая конкуренция великих держав еще больше затрудняет для АСЕАН сохранение единого фронта. Другими словами, регион будет медленно разделяться в результате конкуренции великих держав.Хотя государства Юго-Восточной Азии пытаются обеспечить региональную автономию и играют ключевую роль в развитии азиатского регионализма под лозунгом "центральности АСЕАН", стратегическая конкуренция великих держав затрудняет для АСЕАН сохранение единого фронта. Другими словами, регион будет постепенно разделяться в результате конкуренции великих держав.В этом контексте Япония занимает уникальное положение. Очевидно, что Япония является сильным союзником Соединенных Штатов по договору и глубоко вовлечена в региональную и глобальную стратегию США. Более того, японское правительство открыто заявило, что его главным стратегическим приоритетом является постоянное укрепление американо-японского альянса как основного элемента дипломатической стратегии Японии. Однако это не означает, что у Японии мало возможностей для определения своей дипломатической, экономической политики и политики безопасности. Япония взаимодействует с Юго-Восточной Азией с начала XX века, а в 1977 году для преодоления наследия Второй мировой войны была разработана так называемая "доктрина Фукуды", в которой подчеркивалась важность "равноправного партнерства" с АСЕАН.С тех пор Япония способствовала социально-экономическому развитию региона, увеличила военный потенциал государств региона и внесла вклад в обеспечение государственного суверенитета и региональной автономии в Юго-Восточной Азии. Возникают определенные вопросы: может ли Япония смягчить стратегические последствия обострения соперничества между Соединенными Штатами и Китаем в области великих держав?Какую стратегическую роль может играть Япония в Юго-Восточной Азии? В этой главе я утверждаю, что, поддерживая взаимодействие с Китаем, Япония может сыграть в Юго-Восточной Азии роль связующего звена между США и Китаем. Это может предотвратить неизбежный выбор Юго-Восточной Азии и её раскол, в результате соперничества между США и Китаем, по крайней мере, на данный момент. Это согласуется с собственным видением Японии в рамках FOIP и предпочтением Юго-Восточной Азии поддерживать "равно удаленность" с региональными великими державами.Однако рост напряженности в отношениях между Японией и Китаем означает, что стратегический подход Японии все больше смещается в сторону Соединенных Штатов. Более того, в будущем стратегический вариант взаимодействия, скорее всего, исчезнет, если Япония и АСЕАН не будут сотрудничать в создании "четверки плюс", координации политики в таких областях, как развитие инфраструктуры, и альтернативного подхода к реализации повестки дня в области прав человека.Тем не менее, несмотря на энтузиазм Японии, некоторые страны-члены АСЕАН скептически отнеслись к ее стратегическому видению по трём основным причинам. Во-первых, японское видение FOIP изначально не включало в себя роль АСЕАН в Индо-Тихоокеанском регионе. Подчеркивая важность стратегического сотрудничества с членами "четверки", Япония не указывала свое отношение к АСЕАН в концепции FOIP до 2018 года, когда некоторые страны-члены АСЕАН выразили обеспокоенность по этому поводу. С тех пор Япония подчеркивала важность АСЕАН, однако скептицизм АСЕАН сохранялся. Во-вторых, некоторые страны-члены АСЕАН были обеспокоены реакцией Китая, если они официально поддержат японское видение FOIP. Действительно, Китай не принял термин "Индо-Тихоокеанский регион" как новую географическую концепцию и долгое время избегал его использования.Если не продумать всё до мелочей, то институциональное принятие японского FOIP означало бы, что АСЕАН позиционирует себя против Китая, поэтому АСЕАН избегала прямого одобрения этого видения. В-третьих, АСЕАН не была уверена в том, что концепция Индо-Тихоокеанского региона получит распространение в будущем. Учитывая стратегический риск, которому АСЕАН могла подвергнуться, поддержав концепцию, АСЕАН заняла выжидательную позицию. Это была оптимальная позиция для АСЕАН, поскольку организация работает в рамках консенсусного процесса принятия решений, а жесткого консенсуса по созданию собственной индо-тихоокеанской перспективы не было.Тем не менее, в июне 2019 года АСЕАН приняла "Перспективы развития Индо-Тихоокеанского региона АСЕАН" (AOIP). Это связано в первую очередь с тем, что нарратив "Индо-Тихоокеанского региона" стал быстро применяться крупными державами региона, включая США, Австралию, Индию и Японию, а европейские государства проявляют все больший интерес к взаимодействию с регионом. Поскольку их индо-тихоокеанские стратегии содержат скрытые или явные антикитайские элементы, нейтральный подход АСЕАН, скорее всего, будет проигнорирован. Поэтому АСЕАН создала AOIP, в которой подчеркивались "диалог и сотрудничество вместо соперничества" и важность "центрального положения АСЕАН" в регионе.Это поможет АСЕАН утвердить свою региональную автономию, сосредоточившись на собственном видении Индо-Тихоокеанского региона без опоры на региональное видение этих крупных держав. Тем не менее, в ряде моментов AOIP и японская FOIP совпадают. AOIP предусматривает множество общих принципов, включая центральное положение АСЕАН, открытость, прозрачность, инклюзивность, основанные на правилах рамки, надлежащее управление и уважение международного права, а также выделяет четыре области сотрудничества, а именно: морское сотрудничество, связь, Цели устойчивого развития ООН (ЦУР), экономические и другие возможные области сотрудничества. Более того, АСЕАН выразила готовность работать с другими региональными структурами сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе. Поскольку Япония уже давно отстаивает те же принципы, что и АОИП, и поскольку Япония уже участвует в функциональном сотрудничестве со странами-членами АСЕАН, между АОИП и ФОИП уже существует определенный синергетический эффект.Действительно, в ноябре 2020 года Япония и АСЕАН опубликовали совместное заявление о сотрудничестве в рамках AOIP, в котором указали четыре области сотрудничества AOIP, в которых Япония и АСЕАН уже участвовали, такие как противодействие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) промыслу, развитие качественной инфраструктуры, создание Центра АСЕАН по чрезвычайным ситуациям и возникающим заболеваниям (ACPHEED) и принятие Плана действий АСЕАН и Японии по обеспечению экономической устойчивости на 2020 год. Вполне вероятно, что эти функциональные области сотрудничества будут расширяться и в будущем, поскольку Япония и АСЕАН уже давно развивают свои партнерские отношения посредством такого сотрудничества. Кроме того, АСЕАН относительно спокойно относится к стратегическому подходу Японии, которая, в отличие от Соединенных Штатов, не полностью противостоит Китаю. Тем не менее, расхождения существуют по трем направлениям.Во-первых, Япония и АСЕАН все еще неоднозначно относятся к "Центральному региону АСЕАН", несмотря на то, что они неоднократно подчеркивали и уважали этот принцип. Хотя Япония поддерживает быструю институционализацию Четверки, особенно при администрации Байдена с 2021 года, ей еще предстоит прояснить, как Япония представляет себе разделение труда между Четверкой и АСЕАН при центральном положении АСЕАН, а также какую роль, по мнению Японии, АСЕАН должна играть в Индо-Тихоокеанском регионе. С другой стороны, АСЕАН также неоднозначно оценивает свою главную роль в Индо-Тихоокеанском регионе, она лишь заявляет о своих дипломатических надеждах на функциональное сотрудничество и смягчение стратегического соперничества между США и Китаем. Следовательно, они оба не в состоянии сформулировать новую стратегическую роль АСЕАН. Во-вторых, их использование понятия "инклюзивность" отличается друг от друга. Япония заявляет, что не исключает ни одно государство, разделяющее то же видение Индо-Тихоокеанского региона.Однако из этого следует, что Япония не будет включать в свои ряды тех, у кого другое видение, а значит, ее инклюзивность условна. Со своей стороны, АСЕАН подчеркивает важность диалога, который сглаживает разногласия между участниками, и поэтому ее инклюзивность является безусловной. В качестве примера можно привести Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП). АСЕАН выступила с инициативой создания РВЭП, предложив региональным государствам, включая Китай и Японию, сформулировать региональную зону свободной торговли в Восточной Азии, несмотря на расхождения в экономических принципах и взглядах. В этом контексте индо-тихоокеанское видение Японии может привести к стратегическому расколу в регионе в противовес дипломатическому подходу АСЕАН. В худшем случае АСЕАН в будущем будет противостоять японскому видению Индо-Тихоокеанского региона. В-третьих, стратегический подход Японии к Китаю начал меняться после того, как ВОЗ объявила COVID-19 пандемией в марте 2020 года. Конечно, Япония все еще относительно открыта для взаимодействия с Китаем, о чем свидетельствует попытка администрации Абэ провести встречу на высшем уровне с председателем КНР Си Цзиньпином в апреле 2020 года. Даже после внезапной отставки Абэ в сентябре 2020 года его преемник Суга стремился к взаимодействию с Китаем.Кисида также продемонстрировал важность развития конструктивных и стабильных отношений. Однако в свете постоянной напористости Китая и тесных отношений Японии с США, чья китайская политика становится все более конфронтационной, Япония начала разделять бескомпромиссный подход США к Китаю. Такой подход не всегда совместим с попытками АСЕАН сохранять нейтралитет.Таким образом, последняя тенденция показывает, что Япония занимает более жесткую позицию по отношению к Китаю, и сравнительное преимущество Японии по отношению к АСЕАН в укреплении функционального сотрудничества без политизации может со временем уменьшиться. Тем не менее, это не означает, что Япония обречена на конфронтацию с Китаем и раскол АСЕАН. На самом деле, еще есть возможность, хотя и сокращающаяся, смягчить влияние стратегического соперничества в Юго-Восточной Азии.В настоящее время Индо-Тихоокеанский регион стал фоном для соперничества великих держав. Это также влияет на стабильность Юго-Восточной Азии как географического центра и потенциально может привести к расколу региона. Однако вместе с АСЕАН Япония может сыграть свою роль в смягчении этой напряженности тремя способами. Предыдущие десятилетия Япония делала ставку именно на экономическую мощь, а не военную. Однако постоянная нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе: на Корейском полуострове, а также риск обострения ситуации вокруг Тайваня, вынудило администрацию Токио взяться за наращивание военной мощи.В середине декабря 2022 года Япония приняла новую Стратегию национальной безопасности (National Security Strategy). Стоит отметить, что принятие данной стратегии выступило крайне важным шагом для страны восходящего солнца, поскольку государство отказывалось от политики, ориентированной на самооборону, которой оно придерживалось на протяжении долгих лет после окончания Второй мировой войны. Принятие новой стратегии стало важным шагом на пути отказа Японии от политики, ориентированной на самооборону, которой она придерживалась на протяжении долгих лет после окончания Второй мировой войны.Премьер-министр Фумио Кисида (Fumio Kishida) после утверждения стратегии на пресс-конференции заявил, что страна вступила в «поворотный момент» своей истории, который потребовал её обновления. Главную причину изменений он видит в том, что в окружающих Японию странах и регионах происходят серьезные изменения и односторонние попытки силой изменить статус-кво. Поэтому правительство для ответа на эти вызовы намерено использовать более широкий набор военных и дипломатических мер.Ключевым элементом новой стратегии является создание возможности для нанесения контрудара. Администрация Токио поставила своей целью в течение 10 лет создать оборону, позволяющую «отразить и победить агрессию на более ранней стадии и на значительном расстоянии». А для этого, Японии понадобится новое оружие, способное поражать цели на большом расстоянии: потому, было принято решение увеличить дальность действия собственных ракет Type 12 и закупить американские крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полета около 1600 километров. Правительство Японии решило выделить 51 миллиард долларов на закупку нового вооружения.Реакция на данные обстоятельства не заставила себя долго ждать. Принятие Японией новой стратегии нац. безопасности вызвало серьезную обеспокоенность у стран-соседей, находящихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе.КНР остро отреагировала на принятие новой стратегии, назвав ее подтверждением отхода страны от послевоенного принципа самообороны и мирного развития. При этом резкой критике подверглись формулировки об угрозе с его стороны и планы Японии вооружиться ракетами атакующего класса, позволяющими ей поражать цели в Китае. Посольство КНР в Токио предупредило власти страны восходящего солнца о необходимости помнить уроки истории и не спекулировать на использовании термина «китайская угроза» для оправдания своей военной экспансии. При этом Китаем было подчеркнуто, что новая стратегия окажет влияние на отношения между странами, поскольку она ориентирована на США и НАТО, и сдвигает двусторонние отношения в сторону конфронтации, создавая сложности для урегулирования конфликтов. В качестве конкретного ответа после принятия стратегии, Поднебесная сразу направила на учения в западную часть Тихого океана свою самую крупную эскадру во главе с авианосцем «Ляонин» в сопровождении рекордного числа боевых кораблей. В ходе учений, корабли провели боевые стрельбы и пуски ракет, отработали взаимодействие и совместные операции по «обеспечению национального суверенитета, территориальной целостности и интересов государства».Однако, в отличие от негативной реакции материкового Китая, Тайвань наоборот, поприветствовал укрепление оборонного потенциала Японии. «[Япония] демонстрирует решимость поддерживать мир и стабильность в регионе, значительно укрепляя свой оборонный потенциал», — сказала Цай Инвэнь на встрече в Тайбэе с главой фракции правящей в Японии Либерально-демократической партии Хиросигэ Сэко.Сэко также отметил, что новая стратегия нацбезопасности будет служить «явным и сильным сдерживанием для того, кто попробует изменить статус-кво в регионе силой».Ранее стало известно, что Япония планирует развернуть на отдаленном острове Йонагуни, который расположен вблизи Тайваня, ракетное подразделение Сил самообороны страны и зенитно-ракетный комплекс. Министерство обороны Японии в связи с этим включило в бюджетную заявку на 2023 год расходы на покупку земли на острове под эти нужды.Также остро, на принятие новой стратегии нац. безопасности, отреагировала и КНДР. «Стремление правительства [Фумио] Кисиды превратить Японию в военную державу с наступательными возможностями посредством стратегии нац. безопасности, стратегии национальной обороны и плана развития оборонного потенциала вызывает большую обеспокоенность в странах региона, включая нашу». «Возможность контрудара, о которой говорят в Японии, не имеет никакого отношения к законному праву суверенных государств на самозащиту и является обоснованием для превентивного удара по территории другого государства», - считает дипломат в МИД КНДР.По его словам, новый курс Токио ведет к изменению обстановки в регионе в сфере безопасности. «Утверждение Японией нового агрессивного курса изменило ситуацию в сфере безопасности в Восточной Азии. Ремилитаризация Японии представляет собой грубое нарушение Устава ООН, серьезный вызов международному миру и безопасности», - добавили в Пхеньяне. Как заявил представитель МИД КНДР, скоро Токио осознает, что был сделан "очевидно неверный и опасный выбор". Однако, быстрое развитие КНДР своей ракетно-ядерной программы, а также, недавний визит Ким Чен Ына в Приморский край России, стал представлять для Токио еще большую угрозу, чем это было ранее.Ещё одной страной, которая негативно отреагировала на принятие новой стратегии нац. безопасности, стала Южная Корея. Она выразила протест Японии из-за претензий Токио на острова Токто, суверенитет которых оспаривается между двумя странами до сих пор."Правительство Республики Корея решительно протестует против включения в обновленную Стратегию национальной безопасности страны восходящего солнца необоснованных утверждений о территориальной принадлежности островов Токто", - говорится в сообщении МИД страны. Сеул утверждает, что острова Токто в западной части Японского моря "являются территорией Республики Корея исторически, географически и в соответствии с международным правом". МИД Южной Кореи призвал Японию отказаться от претензии на острова, отметив, что страна "решительно отреагирует на любые провокации".Помимо перечисленных выше стран, которые негативно отреагировали на принятие новой стратегии Японией, есть еще и Россия. Официальный представитель МИД РФ Захарова М.В. заявила: «что официальный Токио стал на путь беспрецедентного наращивания собственной военной мощи, включая обретение ударного потенциала. Налицо откровенный отказ администрации Ф. Кисиды от настойчиво декларировавшегося предыдущими поколениями политиков мирного развития страны и возвращение на рельсы безудержной милитаризации, что неизбежно спровоцирует новые вызовы безопасности и будет вести к усилению напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такое же понимание видим и в обостренной реакции соседних государств на нынешний поворот японской военной доктрины». Таким образом, мы можем смело говорить о том, что власти Японии просто продолжат следовать намеченному курсу, всё больше наращивая военный потенциал, несмотря на негативную реакцию стран-соседей АТР, которые в случае каких-либо провокаций отреагируют с помощью практических действий. В связи с усилением военного потенциала Японии, ни о какой стабильность в регионе речи идти не может.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Паламар В.Н., Ахметшина Ю.В. РЕАКЦИЯ СТРАН АТР НА УСИЛЕНИЕ ЯПОНИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 840 - 857. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11956 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11956



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.