'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 238

Просмотры  19 просмотров

Дрыгина Ю.А., Дубских Т.М.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕТИПИЧЕСКОГО УРОВНЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ЛИЧНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ХОРЕОГРАФИИ *

  


Аннотация:
использование в творчестве архетипического уровня коллективного и личного бессознательного позволяет создать по-настоящему интересное хореографическое произведение, которое находит отклик у зрителей. В данной статье рассматриваются различные архетипы, используемые в балетных спектаклях.   

Ключевые слова:
бессознательное, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, хореографическое искусство   


Наше бессознательное – это наши удаленные личные переживания, страхи, травмирующие условия, иначе говоря, психические «отпечатки» реальных жизненных событий. Человек их не запоминает и никак не осознает, они явно проявляются в его поведении, в своеобразных напряжениях групп мышц, в эмоциональной жизни [2, с. 16].Со структурной точки зрения, бессознательное состоит из личного (индивидуального) бессознательного и коллективного.Личное бессознательное содержит, утерянные воспоминания, намеренно забытые представления и содержания, которые ещё сознательно не созрели. В свою очередь, коллективное возникает в форме наследственных категорий, иначе говоря, архетипов. Архетипы являются психическими структурами человека, которые находятся глубже, чем бессознательное [3, с. 50]. Следовательно танец становится по-настоящему интересным, когда мы используем архетипический уровень коллективного бессознательного в виде универсальных образов и символов.Исследователи утверждают, что архетипы связаны с высшими потребностями человека. В архетипическом слое психики берут своё начало эстетические, социальные, духовные потребности и потребность в саморазвитии, которые могут проявляться в повседневной жизни человека в форме привлекательных образов. В таком случае, можно предположить, что архетипы – это некие генетически заложенные программы развития всего человечества, проявляющиеся в жизни каждого [4, с. 254].К. Г. Юнг указал на то, что герои различных литературных произведений: сказок, мифов, легенд, религиозных сказаний, являются воплощением архетипов коллективного бессознательного. Подобные образы у людей постоянно вызывают множество эмоций, заставляя испытывать сильный интерес к сюжету. Сегодня Юнгианскую психологию можно найти в творчестве огромного количества хореографов, сценаристов, писателей и художников. Во многих балетах архетипические образы и мифологические сюжеты определяют героев и сюжетные линии. Эти персонажи затрагивают душу любого человека, независимо от образования, страны и веры [4, с. 85].К. Г. Юнг выделил 12 видов архетипов:1. Воин (Герой).Его оружием является острый меч и пламенные речи. Чаще всего, это человек с планом. Как правило, он в сюжете для того, чтобы собрать войска и повести их в бой или пересечь какую-либо опасную границу и так далее. Психологическим типом личности война будет являться экстравертная логика, а именно данный архетип обладает деловой логикой, а также всегда будет искать выгоду для себя. Пример персонажа: Образ Спартака (Балет «Спартак»), образ Жанны (балет «Пламя Парижа»).2. РебёнокСкорей всего, этот персонаж юный, доверчивый и наивный, который видит мир, как приветливое место, пока не столкнется с суровой реальностью. Данный архетип обладает экстравертной интуицией.Пример персонажа: Образ Джульетты (Балет «Ромео и Джульетта»), образ Сванильды (балет «Коппелия»).3. Искатель (Сирота).Данный герой понятия не имеет, чего он стоит, пока кто-нибудь ему об этом не расскажет. Обычно показан как главный персонаж. Он живет нормальной жизнью до тех пор, пока жизненные обстоятельства не заставят их всё поменять. Искатель обладает интровертной интуицией, а т.е. обладает предчувствием, интуицией времени, а также может прогнозировать события.Пример персонажа: Образ Золушки (Балет «Золушка»), Образ Авроры (балет «Спящая красавица»).4. ТворецПерсонаж, который обязан создать что-то реальное в своём мире. Пойдет на любые жертвы, которые необходимы для достижения чего-то более глобального, чем мир, который у него есть. Обладает интровертной сенсорикой, а т.е. главное для этого персонажа самочувствие и ощущение удобства. Пример персонажа: Образ Никии (балет «Баядерка»), образ Спартака (балет «Спартак»).5. Опекун (Хранитель)Регулярно стремится помочь другим любой ценой, больше всего заботится о семье и друзьях, на него всегда можно положиться. Обладает интровертной сенсорикой, т.е. в приоритете у него стоит самочувствие и ощущение удобства, комфорта. Пример персонажа: Образ Фригии (балет «Спартак»). 6. Наставник (Мудрец). Это опытные учителя. Возможно, могут обладать магией или же логикой, или и тем и другим. Этот персонаж относится к интровертной логике, т.к. он может выдвигать различные научные теории, а также обладает логикой отношений.Пример персонажа: Старейший-Мудрейший (балет «Весна Священная»).7. Шут.Это человек, который пытается смириться с жизнью через юмор, чаще всего, появляются в сюжете для смеха. Этого персонажа можно отнести к экстравертной этике, т.к. для него главным является внешнее проявление его эмоций.Пример персонажа: Образ Меркуцио (балет «Ромео и Джульетта»), Тиль Уленшпигель (балет «Легенда об Уленшпигеле»). 8. МагЕго поиск просветления может занять целую жизнь. Как правило, у него всегда имеется манифест, согласно которому все без исключения должны следовать. Данного персонажа можем отнести к интровертной интуиции, т.к. маг может предчувствовать, прогнозировать события, а также обладает интуицией времени. Пример персонажа: Образ Дон Кихота (балет «Дон Кихот»).9. Правитель Данный персонаж способен руководить страной или корпорацией. Это человек, которому служат, и тот, кто отдает приказы. Данный архетип отнесем к экстравертной сенсорике, т.к. этот человек очень требователен ко всему, а также имеет силу воли. Пример персонажа: Образ Короля Флористана XIV (балет «Спящая красавица»).10. БунтарьНикогда не согласятся жить обычной жизнью, зная, что достойны большего. Бунтари любят людей, но это не значит, что они готовы вести за собой или тем более быть ведомыми. Тем не менее, многие следуют за ними. Данный архетип отнесем к экстравертной логике, т.к. это человек, который обладает деловой логикой и всегда найдет выгоду для себя. Пример персонажа: Образ Ротбарта (балет «Лебединое озеро»), образ Прометея (балет «Творения Прометея»).11. Влюбленный (Невинный). Бескорыстны, ведомые своими эмоциями и чувствами. Преданы целиком тому, кого любят, возможно могут пренебрегать собственным здоровьем и безопасностью ради них. Этот архетип относится к интровертной этике, т.к. для него главным является отношения между людьми. Пример персонажа: Образы Ромео и Джульетты (балет «Ромео и Джульетта»), образ Жизели (балет «Жизель»), образы Никии и Солора (балет «Баядерка»). 12. Соблазнитель (Любовник). Чаще всего, это люди с привлекательной внешностью, которую они используют для того, чтобы контролировать всю ситуацию. Эти персонажи коварны и ценят только предмет собственных желаний. Их нечто не может остановить. Поэтому этот архетип можем отнести к экстравертной этике.Пример персонажа: Образ Одиллии (балет «Лебединое озеро»).Таким образом, можно сделать вывод, что архетипы неразрывно связаны с хореографическим искусством, но единственный архетипический образ может сделать персонажа скучным. Поэтому хореографы, сценаристы, режиссеры и многие другие, закладывают в образ персонажа черты нескольких архетипов и чем их больше, тем реальнее он будет себя чувствовать. Именно это наполнение внутренними коллизиями позволяет, с одной стороны сделать образ ярким и запоминающимся, а с другой, обеспечивает созвучие зрителям, переживание более глубокое и эмоциональное. Кроме того, исследователи проблемы отмечают, большинство персонажей начинаются как один образ, а затем постепенно приобретают новые черты, присущие другим образам, что усиливает из динамизм и драматичность [6].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дрыгина Ю.А., Дубских Т.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕТИПИЧЕСКОГО УРОВНЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ЛИЧНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ХОРЕОГРАФИИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1553 - 1559. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11591 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11591



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.