'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 160

Просмотры  13 просмотров

Окунева Д.И., Викторина Т.В.

  


КОНСТРУКЦИИ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ПРОИЗВЕДЕНИИ КАРИНЫ ДОБРОТВОРСКОЙ «КТО-НИБУДЬ ВИДЕЛ МОЮ ДЕВЧОНКУ?» *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются и анализируются конструкции экспрессивного синтаксиса в произведении Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?», такие как риторические вопросы, бессоюзие, эллипсис, парцелляция, анафора, эпифора, парантеза и их функции в конкретном художественном тексте.   

Ключевые слова:
риторические вопросы, бессоюзие, эллипсис, парцелляция, анафора, эпифора, парантеза   


Экспрессивный синтаксис – это выражение эмоционально-образных и эмоционально-модальных значений средствами синтаксиса. Употребление конструкций экспрессивного синтаксиса прагматически обусловлено и направлено на достижение активного коммуникативного воздействия на адресата. Они одновременно активизируют внимание читателя и достигают целенаправленности восприятия.Карина Добротворская в своем произведении использует конструкции экспрессивного синтаксиса, как средство привлечения внимания читателя. Функции данных синтаксических конструкций многообразны – это передача эмоционального состояния, рефлексии героини, создание эффекта доверительности общения, эффект внушения, убеждения и др. [2, с. 53].По чистоте использования данных конструкций в синтаксисе преобладает парантеза - 24% от общего количества («В день переезда я заболела гриппом (организм ловко увильнул от лишних забот))» [1, с. 73]. Парантеза придает тексту непринужденность, естественность, благодаря чему может усиливать его эмоциональную выразительность. На втором месте по частоте употребления стоят риторические восклицания - 19% («С окнами в тихий и чистый двор, с балконом и даже с окном в коридоре. И – с телефоном! С телефоном! Не может быть! Какое счастье было жить в квартире с телефоном! Невероятно!» [1, с. 95]. Добротворская в своем произведении использует их, как средство передачи эмоций: удивление, восторг, радость или злость, огорчение. Далее – риторические вопросы - 15% («Почему мы не писали друг другу письма? Просто потому, что всегда были вместе? Звонил ли ты домой? Потом я приехала к тебе. Но вот как мы держали связь все это время?») [1, с. 23]. Данная конструкция представляет собой внутренние монологи – прием, когда герой воспроизводит наиболее сокровенные мысли и чувства, и когда он может быть очень эмоционален и уязвим. Еще одной распространенной конструкцией экспрессивного синтаксиса в произведении является бессоюзие - 11% («Камера нас сближала, связывала, превращала в одно целое») [1, с. 16]. Бессоюзие используется при однородных членах предложения и вносит в предложение добавочные сведения, а также позволяет передать быструю смену действий, впечатлений и смену картин.В произведении встречаются такие конструкции экспрессивного синтаксиса, как анафора - 10% («Сережу раздражают парижские рестораны, где надо проводить минимум два часа. Его раздражают толпы туристов. Раздражает привычка французов бесконечно пить вино – за ланчем, за ужином, в перерывах. Раздражает необходимость брать и закуску, и главное блюдо.») [1, с. 82] и эпифора -9% («Мы прожили с ним шесть лет. Сумасшедших, счастливых, легких, невыносимых лет») [1, с. 201]. Анафора создает ритм речи и придает ей некоторую музыкальность, легкость чтения. Эпифора усиливает эмоциональную окраску высказывания и подчеркивает его основную мысль. Также используются эллипсис - 7% («Иванна взяла на себя салаты и болгарский бренди «Солнечный Бряг» (по тем временам – роскошь!). Мы – водку, вино, шпроты, пироги с капустой, рыбу под маринадом и мясные нарезки») [1, с. 69] и парцелляция - 5% («Просто запреты хочется нарушать. Всегда. Я этого не понимала») [1, с. 228]. Эллипсис у Добротворской используется для экономии речевых средств, реализации возможности выразить всю полноту информации минимальным количеством элементов структуры предложения. Парцелляция служит средством усиления эмоций. При этом нельзя сказать, что эта конструкция содержит в себе оценочный компонент или выражает конкретную эмоцию, скорее, выполняет экспрессивно-грамматическую функцию [2, с. 13].Таким образом, рассмотрение конструкций экспрессивного синтаксиса в произведении Карины Добротворской, с одной стороны, позволяет создать портрет языковой личности автора, с другой – выявить возможности современного синтаксиса в передаче авторской интенции и позволяет судить о реальных и потенциальных возможностях современного синтаксиса в передаче эмоций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Окунева Д.И., Викторина Т.В. КОНСТРУКЦИИ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ПРОИЗВЕДЕНИИ КАРИНЫ ДОБРОТВОРСКОЙ «КТО-НИБУДЬ ВИДЕЛ МОЮ ДЕВЧОНКУ?» // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1052 - 1055. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11513 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11513



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.