'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 70

Просмотры  17 просмотров

Михайлова Е.А., Нагорная Е.Д., Кожабаев М.Х.

  


НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО ДО НАСТОЯЩЕГО *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальному вопросу справедливого распределения налоговой нагрузки в России. Целью статьи является освещение исторической значимости налога и необходимости его уплаты налогоплательщиками.   

Ключевые слова:
налог, налоговая система, налоговая нагрузки, налогоплательщик, государство   


Налоговая система является неотъемлемой частью экономической жизни любой страны. Налоговое право играет важную роль в регулировании отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивая справедливое распределение налоговой нагрузки. Построение современной налоговой системы России было начато с принятием ряда федеральных законов - закона РФ от 27.12.1991№ 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также законов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты отдельных налогов - налога на прибыль предприятий и организаций, налога на добавленную стоимость, подоходного налога на физических лиц и другие.В настоящее время состояние и развитие налоговой системы России определяют Налоговым кодексом России, федеральные законы России, а также законы субъектов России, нормативные и правовые акты муниципальных образований, указы президента России, постановления Правительства России.В современных теории и практике налогообложения имеются различные подходы к определению понятия «налоговая система».Так, в «Большом экономическом словаре» налоговая система представлена как «система, состоящая из следующих элементов: налоговых органов, налогового законодательства и практики его применения, совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».Д. Г. Черник определяет налоговую систему как «сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования».«Экономический словарь» под редакцией А. И. Архипова определяет налоговую систему как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».Согласно статье 8 Налогового Кодекса Российской Федерации «Понятие налога, сбора, страховых взносов»: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Для понимания развития налоговой системы в России важно сравнить налоговую систему СССР и современной России. В период СССР существовала командно-административная (плановая) экономика, в которой налоги играли не такую значимую роль, как в настоящее время. Важнейшим налогом тех времен был налог на прибыль организаций, который составлял всего 12% и являлся единственным налогом для большинства предприятий. Большинство других налогов были государственными сборами или взносами, а также имущественным налогом.Стоит отметить, что в СССР действовали также налоги сельхоз назначения, на животных, с оборота и бездетность, а вместе с этим подоходный, транспорт, земельный и на тунеядство.Рассмотрим некоторые из этих налогов. Налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%. Подоходный налог. Для различных категорий работников ставки налогов были разными. Ставка налога была прогрессивной:доходы до 150 рублей налогами не облагались,от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями,от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями,от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше, так, например, частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами.Налог на бездетность. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не взимался.С появлением рыночных отношений и преобразования экономической системы в 1990-х годах налоговая система России претерпела существенные изменения. В настоящее время налоговая система России состоит из широкого спектра налогов, включающих налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и так далее. Каждый налог имеет свои особенности и назначение, и все они в совокупности обеспечивают финансовое благополучие государства.Проведем параллель налогов РФ с налогами СССР.В настоящее время налог с оборота аналогичен налогу на добавленную стоимость, но облагает промежуточные и, возможно, инвестиционные товары. Общая ставка НДС в Российской Федерации составляет 20%, однако есть и льготные ставки 10% и 0%.В соответствии с НК РФ ст. 224 налоговые ставки по налогу на доход физлиц - НДФЛ (аналог подоходного налога в СССР) составляют 13% в случае если налоговая база за налоговый период составляет менее или равна 5 миллионам рублей, и 15%, если более 5 миллионов рублей.В декабре 2023 года депутат Госдумы и член комитета нижней палаты парламента по бюджету и налогам Евгений Федоров предложил ввести в России налог на бездетность. Однако мнениях других депутатов на данное предложение разнятся, так как считают данный налог дискриминационным.Таким образом, современный мир сталкивается с рядом вызовов в области налогового права и его взаимодействию с другими отраслями права. Другим вызовом является борьба с налоговыми уклонистами и международными налоговыми схемами, которые позволяют компаниям и физическим лицам избегать уплаты налогов. Возникают новые формы экономической деятельности, такие как криптовалюта или интернет-торговля, что требует адаптации налоговых систем и законодательства.Стоит подчеркнуть, что важность и значимость налогов для государства заключается в том, что они являются основным источником доходов бюджета. Платить налоги – это обязательство каждого гражданина перед государством. Платить налоги - значит участвовать в общественной жизни, заботиться о будущем своей страны и ее граждан. Без налогов государство не сможет обеспечить реализацию социальных программ, инвестировать в экономику и развивать инфраструктуру. Однако, стоит рассматривать рациональность вводимых и действующих налогов. Налоги должны быть справедливыми и прозрачными, чтобы каждый гражданин знал, за что он платит налоги и как они используются. Только тогда можно достичь сбалансированного развития государства и обеспечить благосостояние его граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Михайлова Е.А., Нагорная Е.Д., Кожабаев М.Х. НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО ДО НАСТОЯЩЕГО // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 502 - 507. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11423 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11423



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.