'
Косякова И.В., Новосельцев С.Д.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ *
Аннотация:
в статье представлен общий обзор факторов, влияющих на конкурентоспособность организации. Дана характеристика отрасли мясной промышленности и, на основании проведенного исследования, выделены и обоснованы факторы, непосредственно влияющие на конкурентоспособность предприятий анализируемой отрасли.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, мясная промышленность, промышленное предприятия, конкурентная среда, производство продукции, рынок
Для успешного продвижения на рынке каждое предприятие старается повысить уровень своей конкурентоспособности. Существует множество факторов, влияющих на данный процесс. Выделяют внешние и внутренние факторы, которые, соответственно, формируются под влиянием внешней и внутренней среды. В качестве основных внешних факторов принято выделять такие как уровень конкурентоспособности страны или региона, степень поддержки государством бизнеса, в котором работает предприятие, развитие новых технологий, применяемых в сфере производства анализируемого предприятия, налоговые решения на государственном уровне, географические и климатические факторы, уровень конкуренции и т.д.В качестве основных внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность, выделяют такие как уровень оснащенности производства современным оборудованием, применение информационных технологий, трудовая дисциплина и мотивация труда, качество используемого сырья и т.д.В общем виде, структуру факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, можно представить в следующем виде (рис.1) [1]: /Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.При этом, общая совокупность факторов конкурентоспособности организации, прямо или косвенно всегда зависит от общего состояния отрасли, в которой работает само предприятие.Согласно данным аналитической компании MarketWatch на мировом рынке пищевой промышленности наблюдается устойчивое состояния роста, которое в 2023 году по сравнению с 2022 годом уже имеет положительный результат 3,5%, что составляет 3,3 трлн $, при этом прогноз на 2028 год остается положительным. В качестве отдельного направления следует учесть рост производства и реализации мясной продукции.В России так же следует отметить рост производства и реализации как пищевых продуктов в целом, так и мясной продукции в отдельности.Согласно данным Росстата производство мяса в России в 2022 году выросло по сравнению с 2021 году на 3,5% и составило 11 744,2 тыс. тонн [2]. Динамику производства основных видов мясной продукции можно увидеть на рисунке 2 [2]. /Рис. 2. Объем производства мясной продукции в России, млн. т.Как видно из представленного рисунка, основным лидером является мясо птицы. Близким по объему производства можно уверенно выделить мясо свинины, причем следует отметить явный рост производства этой продукции. На рынке говядины и прочих видов мяса наблюдается явное снижение. Рассмотрим факторы, которые повлияли на представленные выше тенденции и продолжают влиять на объем производства разных видов мяса а, следовательно, и на конкурентоспособность предприятий, работающих в данной отрасли [3].В качестве первого фактора целесообразно выделить колебания курса валют, которое создает общую неопределенность в развитии отрасли. Стабилизация курса позволяет выбирать фермерам более выгодные компоненты и сырье для своего производства.Вторым фактором следует выделить изменением цен на сырье для комбикормов. Это связано со стабильным ростом цены на зерно. Как следствие, происходит неизбежный рост себестоимости продукции и ее конечной цены.Третьи фактором следует назвать проблемы в области логистики. Эти проблемы влияют на сроки завершения начавшихся инвестиционных проектов в связи с задержкой поставок оборудования. В качестве примера можно привести сокращение объема торговли с Азией.В качестве четвертого фактора следует выделить проблемы с расходными материалами и их доступностью. Сервисное обслуживание и доставка новых запчастей оказываются под вопросом, комплектующие и оборудование для мясного сектора растут в цене [3].И, конечно, пятый фактор, влияющий на конкурентоспособность – это потребительские предпочтения и возможности. Таким образом, следует отметить, что в работе каждого отдельного предприятия можно выявить свой индивидуальный набор факторов, которые оказывают влияние на ее положение на рынке. Однако, для решения проблем, влияющих на конкурентоспособность предприятий, работающих в мясной промышленности, необходимо учитывать и все выше представленные факторы. Это позволит повысить эффективность процесса управления организацией и даст ей дополнительные бонусы в конкурентной борьбе.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2
Ссылка для цитирования:
Косякова И.В., Новосельцев С.Д. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 110 - 114. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11365 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*