'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 156

Просмотры  82 просмотров

Шибков С.В.

  


ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1 - 2 СТЕПЕНИ *

  


Аннотация:
проведенный обзор литературы по проблеме реабилитации детей школьного возраста со сколиозом позволил установить особенности развития детей со сколиозом и выявить традиционные подходы к физической реабилитации. Проблема осанки у детей приобрела важное значение, что связано с увеличением числа школьников с ее нарушениями. Данный вид патологии приводит к развитию морфофункциональных изменений в позвоночном столбе, происходит деформация позвоночника, ухудшается биомеханика суставов. Изменения биомеханики позвоночника влекут за собой дегенеративно-дистрофические преобразования в межпозвонковых дисках, формирование грыж и нарушения в суставно-связочном аппарате. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. В работе доказана поставленная гипотеза исследования, в результате которой установлено, что формирование осанки и снижение степени сколиоза будут способствовать: - комплексная программа реабилитации, отличная от традиционной, - специальные комплексы упражнений, направленные на развитие мышечный системы позвоночника, - положительной динамикой со статистической значимостью мышечного тестирования.   

Ключевые слова:
сколиоз, школьники, реабилитация, ЛФК, лечебная гимнастика, фитбол, плавание, корсетирование   


Введение. Деформации позвоночника во фронтальной плоскости у детей – наиболее распространенная патология опорно-двигательного аппарата. Наибольшее число случаев деформаций приходится на возраст свыше семи лет, а из нозологических форм при этом доминируют выраженные нарушения осанки с деформациями позвоночника – 34,9 %. У школьников в возрасте от 10 до 17 лет нарушения осанки проявляются в 94,0% случаев. Создание общеобразовательных школ нового типа ведет к перегрузкам детского организма из-за увеличения продолжительности сиденья за партой (в большинстве случаев, оно неправильно), и объема учебного материала. В частности, это является причиной возникновения отклонений от нормальной осанки.Анализ научных исследований свидетельствует о том, что на протяжении последнего десятилетия накоплен существенный теоретический и практический опыт по изучению вопросов и решению проблем в контексте профилактики и восстановительной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности сколиоза. Таким образом, актуальность темы обусловлена высокой распространенностью сколиоза у детей, высоким риском развития патологии внутренних органов и необходимостью организации физической реабилитации.Гипотеза исследования: предполагается, что формированию осанки и снижению степени сколиоза будут способствовать:- комплексная программа реабилитации, отличная от традиционной,- специальные комплексы упражнений, направленные на развитие мышечный системы позвоночника,- положительной динамикой со статистической значимостью мышечного тестирования.Цель исследования – экспериментальное обоснование применения комплексной программы физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени у школьников старшей школы.Поставленная цель в работе предусматривает постановку и решение следующих задач:1. Провести обзор литературы по проблеме реабилитации детей школьного возраста со сколиозом.2. Составить комплексную программу физической реабилитации детей старших классов со сколиозом 1-2 степени.3. Экспериментально обосновать эффективность применения программы физической реабилитации.Предмет исследования – процесс физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени.Объект исследования – физическая реабилитация при сколиозе 1-2 степени.Результаты исследованияПроведенный обзор литературы по проблеме реабилитации детей школьного возраста со сколиозом позволил установить особенности развития детей со сколиозом и выявить традиционные подходы к физической реабилитации.Проблема осанки у детей приобрела важное значение, что связано с увеличением числа школьников с ее нарушениями. Данный вид патологии приводит к развитию морфофункциональных изменений в позвоночном столбе, происходит деформация позвоночника, ухудшается биомеханика суставов. Изменения биомеханики позвоночника влекут за собой дегенеративно-дистрофические преобразования в межпозвонковых дисках, формирование грыж и нарушения в суставно-связочном аппарате. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся трехплоскостной деформацией позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях, сопровождающаяся скручиванием позвонков [1].В литературе приводятся данные о развитии патологий в важнейших системах организма, наличии нарушений функций внешнего дыхания, сердечного ритма и обменных процессов в миокарде, недостаточной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, снижении ряда показателей физического развития, более позднее начало периода полового созревания у школьников 7-16 лет, больных сколиозом I и II степени.Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Это приводит к нарушению в деятельности кардиореспираторной системы, а также, в патологический процесс вовлекаются и другие, жизненно важные системы организма [4].Больные, страдающие сколиозом, часто склонны к мигреням, быстро утомляются как при физической, так и при умственной деятельности, что снижает не только функциональные возможности организма, но и качество жизни человека в целом [2].Увеличение числа больных сколиозом за последние годы ведет к разработке различных реабилитационных программ.Физическая реабилитация является неотъемлемой составной частью медицинской реабилитации при сколиозе и применяется во всех периодах и этапах данного заболевания. Ее средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия.«Существенное значение в этом комплексе играют ЛФК, массаж, методы пассивной коррекции, ортопедические поддерживающие корсеты (при сколиозе II степени), физиотерапевтические и закаливающие процедуры, витаминотерапия. Средствами ЛФК при сколиотической болезни являются: упражнения для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости, для увеличения или уменьшения подвижности позвоночника, для воспитания общей координации движений и закрепления правильной осанки, навыков правильного дыхания, вспомогательные ортопедические средства, элементы видов спорта, закаливающие процедуры» [3].Среди методов реабилитации детей школьного возраста широко применяются физические упражнения. С целью повышения эффективности реабилитационных мероприятий при нарушениях осанки в последнее время применяются современные технологии, включая элементы фитнеса. При этом реабилитация будет эффективной при применении комплексного подхода. В связи с чем проведено практическое исследование, включающее разработку программы физической реабилитации и ее реализация при участии детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.Организация исследованияПедагогический эксперимент был организован в несколько этапов.На первом этапе проводился теоретический анализ и обобщение данных, представленных в научно-методической литературе с целью изучения проблемы развития сколиоза у детей старшего школьного возраста, выявления традиционных методов физической реабилитации. На этой основе была определена степень научной разработанности исследуемой проблемы, объект и предмет исследования, сформулирована его цель и задачи, а также определены научные методы для проведения исследования. Составлена программа исследования, освоены адекватные методы исследования, разработаны протоколы обследования. На втором этапе исследования проведен констатирующий эксперимент с целью изучения особенностей физического развития и функционального состояния детей старшего школьного возраста. Была разработана и экспериментально апробирована программа физической реабилитации, которая рассчитана на 28 дней и включала в себя комплекс различных средств и методов. Кроме того, для оптимизации процесса оздоровительных занятий и привлечение учеников к активному досугу. На третьем этапе проведен формирующий эксперимент для оценки влияния и определения эффективности применения программы физической реабилитации детей старшего школьного возраста посредством набора выбранных методов тестирования, а также математическая обработка и анализ полученных данных, формирование выводов. На этом этапе участие приняли 20 детей, имеющих нарушения осанки - сколиоз. Методология исследований базировалась на определении научной проблемы, направлений исследования, предметной области, объекта и предмета исследований, эмпирических и теоретических заданиях, средств и методов исследования.Для решения поставленных задач исследования в практическом исследовании применялся ряд научно-обоснованных методов:1. Теоретический анализ проблемы исследования,2. Социологические методы,3. Функциональное тестирование,4. Педагогический эксперимент,5. Методы математической статистики.Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы проводился с целью изучения и оценки состояния проблемы физического развития детей со сколиозом, его влияния на здоровье, изучены методы оценки сколиоза, рассмотрены традиционные подходы к физической реабилитации детей при сколиозе.Социологические методы включали в себя анкетирование. Анкетирование проводилось среди детей старшего школьного возраста, имеющих сколиоз 1-2 степени и которые были включены в выборку исследования. Для опроса составлена авторская анкета, которая включала в себя открытые вопросы.Тестирования двигательных качеств «Мостик» - показатель гибкости позвоночного столба. Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. «Наклон вперед из положения стоя на скамейке» - показатель гибкости позвоночного столба. Испытуемый из положения сидя (ноги прямые) наклоняется вперед до предела, потянувшись за носки. Оценивается с помощью линейки в сантиметрах. «Гимнастическая палка» - показатель гибкости в плечевом суставе. Испытуемый берет гимнастическую палку на таком расстоянии, при котором он может завести палку за спину и вернуть в исходное положение не сгибая рук. «Удержания виса углом». Правила тестирования: занять исходное положение - вис спиной к шведской стенке, ноги поднять под углом 90 °, держать максимальное количество времени, опускание ног ниже параллели выключает секундомер. «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину – поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке». «Подъем туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно, за 30 секунд».Оценка объема подвижности позвоночника Для диагностики этого показателя было предложение детям наклониться вперед и назад до максимально возможной амплитуды. У здорового ребенка угол наклона назад считается 30-35°, угол наклона вперед 90-100°. Проводили измерение подвижности позвоночника посредством измерения «угол наклона назад».Проба Штанге. Для диагностики дыхательной системы использовали пробу Штанге. Для реализации этой методики, мы измерили дошкольникам пульс, попросили задержать дыхание на 15 секунд, затем повторно измерили пульс. В норме у здорового ребенка пульс в спокойном состоянии 90-95 ударов в минуту. Проба Генчи. Она заключается в задержке дыхания после максимального выдоха. Средний уровень для детей такого возраста 20-25 секунд.Обработка информации проводилась с использованием математико-статистических методов.Практическое исследование включало в себя разработку программы реабилитации детей школьного возраста со сколиозом 1-2 степени. Программа реабилитации рассчитана на 28 дней и включала: подготовительный этап (7 дней), основной этап (14 дней) и заключительный этап (7дней).Для исследования была выбрана группа школьников в количестве 20 человек и имеющих диагноз сколиоз 1-2 степени, которые были разделены на две группы по 10 человек – экспериментальная и контрольная группы. Эффективность программы физической реабилитации осуществлялось посредством тестирования школьников обеих групп.Традиционная программа физической реабилитации включала в себя проведение ЛФК в течение четырех недель, а также комплекс массажа и физиотерапии. Авторская программа была дополнена занятия лечебной гимнастики на фитболе, курса массажа, плавание, физиотерапия и корсетирование.Программа реабилитации проводилась на протяжении 4 недель.Программа реабилитации включала проведение ЛФК в течение четырех недель, а также комплекс массажа и физиотерапии. ЛФК проводилось 3 раза в неделю, массаж – всего 10 сеансов.Комплекс ЛФК применялся три раза в неделю – вторник, четверг, суббота.Программа физической реабилитации, включающую в себя 3 периода: вводный (1 неделя), основной (2 недели), заключительный (1 неделя). Разработанная программа физической реабилитации основана на комплексном применении занятий лечебной гимнастикой с включением упражнений на фитболе, массажа, плавание, физиотерапии и корсетирования.Вводная часть программы физической реабилитации включала в себя проведение комплексов упражнений лечебной гимнастики (1 неделя). В данном периоде применялись следующие упражнения: ходьба, общеразвивающие упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения.На второй неделе основного периода включались упражнения на фитболе.Массаж использовали не только как общеукрепляющее средство, но и для коррекции характерных для сколиоза мышечных изменений, выражающихся в асимметрии мышечного тонуса: с одной стороны – повышение тонуса и укорочение мышц, с другой – гипотония.В основной части программы физической реабилитации включались занятия плаванием один раз в неделю по субботам.Заключительная часть программы физической реабилитации включала проведение ЛФК в течение 1 недели, занятия плаванием два раза в неделю. В заключительной части реабилитации школьникам предлагалось носить корсет, начиная по 1 часу и через неделю по увеличивая на полдня во время учебы. В заключительную часть программы физической реабилитации включали физиотерепию – ДМВ-терапия (лечение электромагнитными волнами дециметрового диапазона), которая включала 10 сеансов через день. В результате проведенного анкетирования установлены факторы риска нарушения осанки у школьников, что в свою очереди приводит к развитию других заболеваний, повышению утомляемости. Школьники отметили, что в течение дня не поддерживают осанку (15%), имеют боли в спине (30%), головные боли (25%), утомляемость и рассеянность внимания (40%).В педагогическом эксперименте была разработана программа физической реабилитации детей школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.Сравнение обеих программ физической реабилитации проводилось посредством анализа прироста в результатах тестирования по каждому показателю. Данные расчетов сведены на диаграмме./Диаграмма. Результаты сравнения программ физической реабилитации, %Окружность грудной клетки в паузе, на высоте вдоха и при полном выдохе у детей со сколиозом больше, чем у здоровых детей. В результате проведения физической реабилитации по авторской программе показатель снизился на 2,0%, в контрольной группе школьников показатель снизился на 0,7%.Результат теста «мостик», оценивающий гибкость позвоночника, улучшился на 5,2% у школьников экспериментальной группы и на 0,7% у школьников контрольной группы.Результат теста «Наклон вперед из положения стоя на скамейке», оценивающий гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов, у школьников экспериментальной группы улучшился на 21,8% и у школьников контрольной группы – на 5,2%.Результат теста «Гимнастическая палка», оценивающая подвижность плечевого сустава, изменился у школьников экспериментальной группы на 10,6% и у школьников контрольной группы на 2,1%.Результат теста «Удержание виса углом на 90 градусов» оценивает скоростно-силовые качества. У школьников экспериментальной группы результат улучшился на 14,% и в контрольной группе – 3,3%.Тест «Лодочка» позволяет оценить гибкость и выносливость мышц позвоночного столба. У школьников экспериментальной группы результат теста изменился на 11,2% и в контрольной группе – на 1,4%. Тест «Подъем туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно» оценивает развитие мышц брюшного пресса. В результате проведения программы физической реабилитации данный тест улучшился на 18,0% у школьников экспериментальной группы и на 4,7% у школьников контрольной группы.Подвижность позвоночника оценивали посредством измерения «угол наклона назад спиной». В результате контрольный испытаний установлен положительный эффект в экспериментальной группе, которые составил 13,8%. В контрольной группе школьников подвижность позвоночника изменилась на 3,2%.Функциональное тестирование школьников показало на эффективность авторской программы. У школьников экспериментальной группы проба Штанге и Генчи изменились на 10,4 и 27,4%. У школьников контрольной группы пробы Штанге и Генчи изменились на 1,0% и 4,2%. Тест Адамса и сколиометрия, оценивающие состояние позвоночника при сколиозе, позволило установить улучшение в экспериментальной группе на 2,2% и 48,7%. В контрольной группе тест изменился, соответственно, на 0,5 и 16,2%.Таким образом, проведенное исследование показало свою эффективность, в котором применение авторской программы реабилитации, включающей комплексное применение занятия лечебной гимнастикой с включением упражнений на фитболе, массажа, плавание, физиотерапии и корсетирования.В целом применение различных средств реабилитации позволило у детей укрепить мышечный корсет, улучшить показатели гибкости суставов и подвижности позвоночника, улучшить функциональное состояние и снизить процент нарушения осанки при сколиозе. Следовательно, поставленная цель в работе достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.По итогам проведенной работы сделаны следующие выводы.1. Проанализирована научно-методическая литература по использованию средств физической реабилитации при сколиозе, а также на коррекцию осанки у детей старшего школьного возраста и установлено, что актуальная проблема нарушения осанки у детей старшего школьного возраста, требующая внедрения занятий в школьную программу корректирующих упражнений. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. Среди методов реабилитации широко применяются физические упражнения, направленные на укрепление силы мышц спины и брюшного пресса. Также эффективными являются массаж, плавание, физиопроцедуры, ношение корсета.2. Разработана экспериментальная комплексная программа реабилитации, рассчитанная на 4 недели. Авторская программа физической реабилитации отличалась добавлением упражнений на фитболе, ношение корсета.3. Экспериментально обоснована авторская программа физической реабилитации детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени. По итогам педагогического эксперимента, экспериментальная группа имела достоверно лучшие результаты тестирования и больший прирост. Организация и реализация авторской программы реабилитации способствовали повышению уровня развития функциональной силы мышц, улучшились показатели гибкости суставов и подвижности позвоночника, улучшились показатели физического развития. Укрепление физического здоровья детей будет способствовать профилактике нарушений осанки, способствовать лечению сколиоза.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шибков С.В. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1 - 2 СТЕПЕНИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 1017 - 1030. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11338 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11338



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.