'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 154

Просмотры  21 просмотров

Чаговцев А.И., Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е.

  


ОПИСАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБУЧЕНИЮ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ *

  


Аннотация:
в работе представлено описание констатирующего эксперимента, направленный на обучение ходьбе на лыжах. Указаны плюсы занятий на свежем воздухе и важность для данной категории обучиться данному умению.   

Ключевые слова:
люди с бисенсорными нарушениями, физкультурно-оздоровительная деятельность, спорт   


В настоящее время происходит рост числа людей с бисенсорными расстройствами: по итогам Всероссийской переписи количество таких детей составило более 4300 человек. Но общее число слепоглухих людей в действительности, по разным оценкам, примерно в несколько раз больше. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 100 тысяч людей в мире приходится 5–8 слепоглухих. Эффективным современным средством коррекционно-развивающей помощи детям с бисенсорными нарушениями является адаптивная физическая культура. Для всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями слуха и зрения необходимо правильное физическое воспитание. Мы считаем, что занятия лыжной подготовкой будут комплексным средством, воздействующим на организм детей с бисенсорными нарушениями. Лыжная подготовка является важным средством физического воспитания с целью развития координационных способностей, ориентации в пространстве, а также гармоничного развития и оздоровления людей.В данный момент проведение занятий лыжной подготовкой с детьми с нарушением слуха и зрения является проблемой для образовательных учреждений из-за материальных проблем, а также из-за недостаточного уровня профессионализма учителей физической культуры. Следует отметить, что методики для людей с бисенсорными нарушениями практически отсутствуют, но имеются методики обучения слепых и глухих людей. В связи с этим мы заинтересовались данной темой исследования. Именно поэтому исследования в области методики обучения техники способов передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями является столь актуальным.Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их потенциальных возможностей.Следует учитывать некоторые моменты при проведении занятия по лыжной подготовке у детей с бисенсорными нарушениями:- учитывать степень и характер нарушения, уровень предыдущего сенсорного опыта и готовности сохранных анализаторов к восприятию учебного материала, двигательную подготовленность учащихся, умение ориентироваться в пространстве,- при подборе методов и приемов обучения учитывать первичный дефект и вторичные нарушения развития каждого обучающегося, - помнить, что запоминание точных и простых движений детям с двойными нарушениями требует 8-10 повторений, а то и больше, в то время как у нормально видящих сверстников – 6-8 повторений,- помнить, что у учащихся с бисенсорными нарушениями наступает быстрее, чем у здоровых детей, поэтому необходимо чередовать выполнение физических упражнений с отдыхом - учитывать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности обучающихся, помнить о внешних признаках утомления,- следует учитывать, что разнообразные упражнения, интонация учителя будут воздействовать на эмоциональность занятий и восприятия учебного материала.Рассмотрев рабочие программы по физической культуре коррекционных школ I,IV вида (мы рассматриваем данные виды школ, из-за того, что именно в этих школах могут учиться дети с двойными нарушениями), мы изучили способы передвижения, которые включены в урок по лыжной подготовке: обучение передвижению попеременно двухшажный ход, бесшажный ход, преодоление спусков и подъемов, а так же повороты и торможения.Проанализировав доступные нам источники, мы пришли к выводу, что определенной техники для детей с бисенсорными нарушениями нет, поэтому для дальнейшей разработки методики мы берем стандартизированную технику передвижения.Для того чтобы приступить к обучению различным способам передвижения, сначала необходимо научиться ступающему и скользящему шагу. С помощью данных шагов можно приспособиться к удержанию равновесия на лыжне, а также появиться способность воспринимать неровности лыжни, склоны, изменения скольжения, плотность снега, извилистость лыжни и т.д. Именно данные шаги будут способствовать адаптации учащихся с двойными нарушениями к способам передвижения.Для обучения ступающему и скользящему шагам, необходимо изначально научить детей «разноименной» работе рук, для этого мы будет использовать ходьбу без палок и с палками, но без лыж.Далее переходим к следующим подводящим упражнениям:- поочередное поднимание и опускание пяток и носков лыж, без сгибания ног, далее с небольшим сгибанием ног (сначала правой, потом левой ногой),- поочередное поднимание носков лыж и раскачивание ими в стороны,- небольшие прыжки на месте, на двух ногах, удерживая равновесие с помощью лыжных палок,- прыжки на месте с переносом веса тела на левую и правую лыжу,- переступание сначала в правую, затем в левую сторону, - отведение ноги (прямой или слегка согнутой) с лыжей назад.Для эмоционального настроя, необходимо отводить время для проведения игровых элементов, что будет способствовать повышению интереса к занятиям по лыжной подготовке и лучшему восприятию материала учащимися с двойными нарушениями. Можно проводить такие игровые элементы:- «У кого лучше веер?» - выполняется с помощью переступания на месте на 90° вокруг пяток лыж (необходимо нарисовать лыжами веер на снегу) (приложение 1),- «Чья «снежинка» красивее?» – выполнять переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж.- «У кого лучше «гармошка»» - Поочередное переступание носками и пятками лыж в сторону.- «Покажи аиста» – необходимо поднять согнутую ногу до 90° и как можно дольше удержать лыжу параллельно снегу (приложение 1).Следует отметить, что студенты Факультета физической культуры и спорта Забайкальского государственного университета имеют опыт работы со слепоглухим спортсменом, у которого приобретенная слепота и глухота. Селезнев Томас Олегович, 76-ти летний незрячий инвалид по зрению, член ВОС, многократный чемпион марафона «Russialoppet». Томас Селезнёв ослеп после 50. Сначала один глаз стал незрячим из-за глаукомы, а потом - после упорной борьбы и почти десятка операций - другой. Редко в солнечный день он одним глазом видит размытые, распадающиеся силуэты. По словам Томаса «Второй глаз видит силуэты, я сражаюсь за это дело. В 2013 году поставил клапан, но я уже кончил зрительный нерв. Бывают дни, когда я ничего не вижу, а бывают другие - какие-то ниточки ещё остались, с возрастом еще снизился слух». С первого класса занимается лыжами и легкой атлетикой, с тех пор спорт в его жизни занимает главное место. Студенты ФФКиС Чаговцев Алексей, Артамонов Антон периодически оказывают помощь в подготовке и участие в соревнованиях, участвуют в качестве «поводыря», т.е. спортсмен, сопровождающий и указывающий дорогу участнику во время преодоления дистанции. Следует отметить, что в подготовке данного спортсмена возникает не много трудностей, так как он уже имеет представление о способах передвижения на лыжах. Поэтому людям с бисенсорными нарушениями, не имеющими умения передвигать на лыжах, необходимо многократного повторения каждого изученного упражнения.Так же следует отметить, что эксперимент по проведению занятий учащихся с бисенсорными нарушениями планировался в Государственном общеобразовательном учреждении «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»», но из-за введенных ограничений в связи с заболевания COVID – 19, проведение нашего эксперимента не состоялось в данном учреждении. Нами было принято решение провести эксперимент в рамках Студенческого научного общества «Эрудит», в котором состоят студенты факультета физической культуры и спорта. Заседания СНО проходили в форме тренингов, где участники были погружены в депривацию отсутствия зрения (это связанно с тем, что если зрячих людей погрузить в двойную депривацию, то они будут совсем дезориентированы в пространстве, нежели люди, живущие с двойными нарушениями долгое время). Занятия проводились по двум направлениям: - развитие координации через подвижные игры- обучение способам передвижения на лыжах. Нами были использованы студенты разного уровня владения передвижения на лыжах. Мы подобрали студентов разной технической подготовленности: хорошо передвигающиеся на лыжах (биатлонист), имеющие представление о передвижении на лыжах и принимавшие участие в любительских соревнованиях (любитель), а также практически не владеющие техникой передвижения на лыжах (катался несколько раз в детстве). Целенаправленно нами были подобраны данные типы студентов для того, чтобы апробировать элементы нашей разрабатываемой методики. Данный опыт показал, что люди, хорошо владеющие способами передвижения использование данной методики не целесообразно, т.к. они практически не испытывают трудности при выполнении различных упражнений, хорошо чувствуют лыжню и передвигаются по ней в условиях «введенной» депривации. Студенты, которые имеют опыт передвижения, а также практически не сталкивались с лыжами имеют затруднения в выполнении упражнений, ориентации в пространстве, а также появляются нарушения в координации в аналогичных условиях. Благодаря проведенному пилотажному эксперименту мы увидели, что необходимо скорректировать в нашей методике, какие методические приемы показа, объяснения упражнений следует использовать, каким образом правильно и эффективно использовать методы коммуникации в условиях бисенсорной депривации.Следует отметить, что при проведении тренингов испытывались трудности:- общение со студентами в данной депривации, - показ и объяснение упражнений,-упрощение (адаптация упражнений для людей данной категории) каких – либо упражнений. В проведении дальнейших тренингов обучения передвижению на лыжах мы планируем использовать учащихся с двойными нарушениями, но мы предполагаем, что учащиеся с данными нарушениями будут разного возраста. Это связано с тем, что количество учащихся с бисенсорными нарушениями недостаточно в одном классе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чаговцев А.И., Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е. ОПИСАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБУЧЕНИЮ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 1000 - 1010. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11336 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11336



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.