'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 123

Просмотры  16 просмотров

Гадельшин Р.Р., Сатишев Р.П., Павленко С.А.

  


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРИМЕНЕНИЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ПРОТИВОПРАВНЫХ ЦЕЛЯХ *

  


Аннотация:
в докладе проведен анализ возможностей неправомерного использования беспилотных воздушных судов и способов организационного и технического противодействия таким возможностям.   

Ключевые слова:
беспилотное воздушное судно, БпВС, применение, использование, противодействие, возможность   


В последние годы во всем мире, также и в России, наблюдается стремительный рост заинтересованности в применении беспилотных воздушных судов (БпВС) различными министерствами и ведомствами, а также гражданскими лицами. Однако научно-технический прогресс сегодня движется столь стремительными темпами, что общество зачастую не успевает осознать, что оно живет уже в совершенно иных условиях, и появление новых видов услуг, расширяющих его возможности, одновременно ведет и к повышению его уязвимости. А потому общество не всегда успевает своевременно реагировать на возникновение новых угроз. Угроза использования БпВС в террористических целях рассматривается экспертами и обсуждается в средствах массовой информации уже более двадцати лет. Вначале внимание было сосредоточено на больших аппаратах самолетного типа, случайным образом попавших в руки террористов. Способы борьбы с ними, в основном, вписывались в контекст совершенствования существующих систем ПВО развитых в военном отношении государств и не требовали принятия специальных мер. Прогнозы специалистов говорят о том, что этот процесс еще только начинается. К настоящему времени не известны прецеденты непосредственного применения БПВС в терактах. Однако известно множество случаев нарушения ими правил использования воздушного пространства. Так, они совершали облеты ряда значимых объектов во Франции, включая Эйфелеву башню и посольство США, летали над Белым домом, вплотную подлетали к политикам на митингах. Анализ показывает, что использование террористами БПВС в качестве средств доставки уже сейчас является вполне посильной для них задачей с технической точки зрения. Дальнейшее развитие и широкое внедрение беспилотной техники в военной и гражданской сферах будут только способствовать возрастанию данной угрозы. В средствах массовой информации появляются сообщения о том, что возможность применения БпВС активно изучается террористами. Специалисты выделяют ряд свойств БпВС, которые делают их привлекательными в глазах террористов: возможность атаки объектов, недостижимых для наземных средств доставки, возможность использования различных видов вооружения,возможность достижения большой точности применения, возможность программного и ручного управления, снижающаяся стоимость БпВС за счет недорогих и становящихся все более доступными технических решений, доступность БпВС в открытой продаже,возможность осуществления широкомасштабной атаки с большим количеством жертв,скрытость подготовки и старта БпВС, малоразмерность, малозаметность (визуальная и для радиолокационных средств), малошумность,практическое отсутствие возможностей противодействия полету БпВС. Требования, предъявляемые к БпВС, предназначенному для доставки оружия заданной массы к цели, не так уж и высоки. Аппарат не будет испытывать больших перегрузок, поэтому в качестве носителя можно использовать относительно простые, легкие и устойчивые в полете конструкции с большой полезной нагрузкой. Подготовка к теракту, включая испытания, может быть осуществлена вполне легитимно, поскольку такая деятельность в настоящее время практически не контролируется. Применительно к России наиболее вероятная угроза терроризма может исходить от любительских мини-БпВС. Перспективы использования террористами более крупных БпВС представляются менее вероятными, хотя и такую возможность нельзя полностью сбрасывать со счетов. Основная проблема борьбы средств ПВО с современными мини-БпВС – это существенно меньшая их заметность в радиолокационном, тепловом и видимом диапазоне вследствие небольших габаритных размеров, широкого применения композитных материалов в конструкции, использования электрических, либо компактных двигателей внутреннего сгорания и двигателей на новых принципах, применения компактных малоизлучающих целевых нагрузок на современной элементной базе. Получить БпВС террористы могут различными путями. Это - хищение серийно производимых и экспериментальных БпВС военного и, скорее всего, гражданского назначения, создание БпВС на основе коммерчески доступных технологий и комплектующих, переоборудование радиоуправляемых моделей, или, что самое простое и самое вероятное - оснащение оружием доступных в открытой продаже БпВС.Объектами терактов и наиболее уязвимыми целями являются места скопления большого количества людей – спортивные, культурные, политические и другие массовые мероприятия, густонаселенные районы, общественный транспорт в часы пик, самолеты на этапах взлета и посадки и т.п. Целью атаки террористов могут оказаться и ключевые объекты, разрушение которых может повлечь жертвы, вызвать большой экологический или экономический ущерб, хаос и панику. Эта задача более сложна с технической точки зрения, поскольку предпринимаются серьезные усилия по охране таких объектов. С большей степенью вероятности ни на этапе пуска, ни в процессе полета теракт предотвратить не удастся, даже если носитель будет замечен сторонними наблюдателями. Опыт показал, что люди еще не готовы рассматривать БпВС как угрозу, БпВС представляется скорее как любопытный объект для наблюдения. Более того, у соответствующих российских государственных структур понимание угрозы терроризма с применением БпВС, адекватная оценка этой угрозы и стратегия ее предотвращения также не вполне сформированы. В авиационных изданиях предлагается целый ряд способов прекращения несанкционированного полета БпВС, включая такую экзотику, как беспилотные перехватчики или специально дрессированные хищные птицы. К достаточно реальным необходимо отнести следующие возможные направления действий: строгое ограничение доступа к БпВС с большой массой полезной нагрузки. Эта мера должна включать те же правила, что и для огнестрельного оружия (контролируемую продажу организациям, имеющим соответствующую лицензию, либо совершеннолетним адекватным законопослушным гражданам, обладающим минимальными специальными знаниями, организацию хранения): прошивку в программное обеспечение БпВС запрещенных для полетов зон, ограничений по высоте, обязательную регистрацию БпВС уже при продаже с нанесением идентификационных знаков, позволяющих определить владельца, оснащение всех БпВС проблесковыми аэронавигационными огнями, разработку нормативно-правовой базы регламентирующей применение БпВС, разработку технических средств контроля воздушного пространства в зонах, закрытых для полетов БпВС,создание средств противодействия несанкционированным полетам БпВС и оснащение ими подразделений силовых структур (возможно, даже создание специальных подразделений в правоохранительных органах). В дальнейшем следует решать задачи обнаружения, а также подавления работы радиоэлектронных систем управления БпВС. Для «ослепления» необходимо создать помехи на частотах, на которых ведется управление им. Большинство современных БпВС имеют канал управления в диапазоне 2,4-2,5 ГГц. При потере сигнала управления БпВС может «зависнуть» в пространстве до окончания зарядки аккумулятора или возобновления канала управления, поэтому появляется вероятность перехвата и уничтожения летательного аппарата. Однако современные БпВС при потере связи с оператором способны вернуться в точку старта, либо продолжить полет по заранее заданной программе (маршруту) и выполнить поставленные задачи, используя для определения положения в пространстве, направления и дальности системы спутниковой навигации, такие, как GPS и GLONASS. Поэтому, чтобы не допустить «эвакуации» беспилотника, средства радиоэлектронной борьбы должны подавлять не только канал управления, но и сигналы навигационной системы. В результате успешного «глушения» всех этих сигналов противник с высокой вероятностью лишится техники, попавшей в зону действия средств подавления. Сегодня готовых решений для достижения необходимого результата на рынке обеспечения безопасности не так много. Одно из них - «Штора-2» производства АО «Кобра», предназначеное для блокирования приёмных устройств комплексов, использующих в своей работе спутниковые навигационные системы NAVSTAR и ГЛОНАСС, а так же каналы управления летательных аппаратов. В изделии ШТОРА-2 можно выделить следующие важные особенности: эффективное блокирование работы устройств, использующих спутниковые навигационные системы NAVSTAR и ГЛОНАСС на большой дальности действия. Возможно использование от напряжения 24 В и 220 В, что позволяет использовать изделие как в стационарном положении, так и на транспортных средствах. Защита антенного блока от атмосферных выпадающих осадков и воздействия солнечного излучения позволяет использовать блокиратор в сложных погодных условиях. Способно блокировать каналы навигации GPS и GLONASS, каналы управления, каналы передачи видеоизображения. Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что защититься от БПВС террористов, шпионов и контрабандистов после старта сейчас практически невозможно, а поэтому основной акцент борьбы с этой угрозой должен быть сделан на предотвращении несанкционированного применения БпВС. Представляется, что эта задача не может быть решена одними лишь усилиями спецслужб без привлечения общества. По меньшей мере, общественность должна адекватно осознавать степень угрозы и понимать потенциальные ее последствия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гадельшин Р.Р., Сатишев Р.П., Павленко С.А. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРИМЕНЕНИЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ПРОТИВОПРАВНЫХ ЦЕЛЯХ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 813 - 820. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11305 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11305



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.