'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 119

Просмотры  24 просмотров

Уразметов М.Р.

  


ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье представлена специфика досуговой деятельности подростков на базе государственных учреждений культуры, рассмотрена внеурочная сторона организации досуга подростков.   

Ключевые слова:
досуг, досуговая деятельность, подросток, внеурочная деятельность, учреждения культуры   


Проблема свободного времяпрепровождения детей и подростков всегда имела особую значимость, актуальна и сегодня, а также является не только основным, но и важнейшим направлением в социально-культурной деятельности. Основная задача юношеского периода в человеческой жизни – это, прежде всего, переход от детства к взрослой самостоятельной жизни. В этот период личность приобретает важные качества, которые помогают ей в последующем находить контакт с обществом. Свободное время занимает достаточно большое время в жизни человека и оказывает огромное влияние на физическое, духовное, психическое и эмоциональное развитие личности и в принципе на все сферы жизнедеятельности.С каждым годом проблема организации детского и подросткового досуга становится все острее. Сегодня неорганизованный или непрофессионально организованный досуг, не способный заинтересовать детей и подростков, не способен противостоять проблеме роста негативных проявлений в подростковой среде, духовно-нравственному вырождению и других проблем современности.«Досуг выступает благоприятной платформой для того, чтобы подростки, могли сформировать необходимые фундаментальные человеческие потребности. В процессе досуга молодому человеку проще формировать уважительное отношение к себе, над личными недостатками также можно работать в процессе досуговой деятельности» [3, с 190]. Досуг способствует формированию важнейших личностных качеств молодого человека, таких как самоуверенность, честность, уважительное отношение к людям, выносливость и др.Досуг – это социальное пространство, в котором культурные ценности могут находить свою реализацию. За счёт досуга, основанного на культуре, происходит процесс инкультурации, окультуривания человека. Но для того, чтобы сфера досуга, и через неё всё социальное бытие, могло обеспечиваться культурными основаниями, должен быть налажен канал трансляции в неё культурных ценностей.«Содержание досуга, как правило, зависит от культурно-исторического контекста и трансформируется вместе с общественной системой ценностей. Досуговые потребности подростков разительно отличаются от других возрастных групп, у этих групп свои довольно специфические требования к досугу духовные, психологические физические» [7, с.12]. Дети и подростки – это эмоциональные, активные, и очень любознательные личности, которые склонны к познанию всего необычного и нового.Ценность подросткового досуга заключается в том, что дети и подростки получают возможность добровольно, свободно и самостоятельно попробовать себя в различных социальных ролях, недоступных им в условиях семьи и школы.Выделяют три основные формы досуга – простая, развивающая и социально активная. Простая форма досуга – самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние виды проведения свободного времени при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг. «Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент» [5, с 198]. Это позволяет назвать подобную форму досуга «развивающей». Социально-активный досуг это деятельность непосредственно направленная на проявление себя в социальной среде, активное взаимодействие со сверстниками, всестороннее развитии, активную жизненную позицию ребёнка или подростка.Досуг детей и подростков имеет основные характеристики:- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты,- досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности, - досуг предполагает свободную творческую деятельность, - досуг формирует и развивает личность, - досуг содействует самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности через выбор его формы, - досуг предполагает раскрытие и развитие талантов, и формирование новых полезных для жизни знаний и умений, - досуг формирует творческую инициативу детей и подростков, - досуг область удовлетворения личностных потребностей, - досуг формирует ценностные ориентиры детей и подростков, - досуг обеспечивает позитивный настрой и благоприятный психологический климат, - досуг способствует социализации ребёнка и подростка.Отличительной чертой досуга подростков является огромный выбор форм проведения досуга, а также разнообразие форм социального поведения. На это влияет разнообразие культурных влияний, широкий спектр возможностей, и многие другие факторы.Важным аспектом организации досуга детей и подростков является их вовлечение в культурно-досуговую деятельность. Эта работа имеет несколько направлений: 1. Вовлечение в творческую деятельность,2. Рекреационная деятельность 3. Мероприятия просветительской направленности,4. Создание условий для коммуникативной деятельности.При учёте всех вышеперечисленных аспектов организации социально-культурной деятельности учреждения культуры занимаются вовлечением детей и подростков в активную культурную жизнь. На базе учреждений культуры создано большое количество разнообразных клубных объединений и кружков, которые помогают детям и подросткам раскрывать свои таланты, дают возможность повышать уровень творческого профессионализма.Надо подчеркнуть, что характеристика детского и подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга детей и подростков.«Таким образом, молодой человек буквально оказывается, отрезан от влияния культуры. Безусловное влияние индустрии развлечений нейтрализует культуру досуга в его традиционном виде» [10, с.21]. На основании чего можно сделать вывод, что учреждения социально-культурной сферы являются ключевым звеном в организации досуга детей и подростков.Деятельность и возможности подрастающего поколения сегодня очень разнообразны. Приятно осознавать, что в жизни современных детей и подростков большое предпочтение в наше время отдается спорту. Множество спортивных секций, клубов дает возможность физически развиваться и проводить время с пользой для здоровья. Большой интерес у них вызывает и современная литература.Основным местом проведения свободного времени, конечно же, являются дома культуры, творчества, многочисленные школы искусств, музыкальные школы, а также музеи, театры и библиотеки.Но, к сожалению, не все современные подростки способны организовать свой досуг правильно, интересно, полезно и содержательно. Это происходит как по субъективным причинам, примером могут явиться отношения в семье, так и по объективным – социально – экономическое положение в стране.В наше время проблема организации свободного времени молодого поколения является глобальной. Чаще всего их незанятость приводит к массовому распространению наркотиков и алкоголизму, что представляет огромную угрозу для полноценной работы всего общества. Так же немалое влияние на детей и подростков оказывают СМИ, ведь просмотру телевизора, компьютерным играм и интернету уделяется большая часть свободного времени.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Уразметов М.Р. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 783 - 789. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11301 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11301



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.