'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 118

Просмотры  58 просмотров

Симак Л.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
речевое общение является сложным и многогранным процессом. В общей и специальной педагогике проблема развития детской речи является одной из важнейших. Это связано только с той ролью, которую играет речь в жизни человека. Речь служит, помимо прочего, основным средством общения людей и является орудием человеческого мышления и регулирует его психическую деятельность. Давно принят тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим элементом формирования его личности, поведения, а также эмоционально-волевых процессов.   

Ключевые слова:
речь, логопедия, нарушения речи   


Выразительная речь – это особое качество речи, позволяющее выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонационная сторона речи. Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи, выразительная речь дополняет, обогащает высказывание дошкольника, что стимулирует развитие у него связной речи. Это очень важно для полноценной подготовки ребенка к хорошему обучению в школе.Также очень важна сторона интонационной речи у детей с нарушением ОНР. Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. Речь таких детей, в целом, обделена выразительными компонентами, такими как громкость, выразительность, и т.д.В настоящее время интонационная сторона речи, как и другие подобные проблемы имеют место быть. Эти дефекты, безусловно, требуют проработки и более тщательного изучения, чтобы иметь возможность исправить и восполнить недостающие навыки в области интонационной стороны речи. В процессе исследования на базе детского сада комбинированного вида были поставлены определённые цели, задачи, а также ознакомление детей с разными видами интонации и средствами их обозначения, формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, их дифференциация в экспрессивной речи, сформировать умение переключаться между разными типами интонации, точно и интонационно правильно передавать мысли автора (логическое ударение, темп речи), а также делать речь красочнее и выразительнее, изучение особенностей интонационной речи у детей с общим недоразвитием речи. Исследование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста по методике Е.Ф. Архиповой: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения», «Обследование модуляций голоса по высоте», «Обследование модуляций голоса по силе», «Методика восприятия тембра», «Методика воспроизведения тембра голоса». Из результатов данных методик исследования определяются разные уровни сформированности речи. У детей с ОНР II и III уровня недостаточно сформирована интонационная сторона речи, что выражается в неточном восприятии пауз между предложениями, в неспособности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, в преобладании в репликах интонации сообщения, в трудностях переключения с одного типа интонации на другой, в затруднениях восприятия и воспроизведения тембра и логического ударения. По результатам исследования были разработаны для педагогов рекомендации по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ожидаемый результат – способность к продуцированию интонации, отражающей эмоциональное состояние, овладение вопросительной интонации, способность переключения с одного типа интонации на другой, способность воспроизведения тембра и логического ударения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Симак Л.Р. ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 779 - 782. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11300 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11300



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.