'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 106

Просмотры  13 просмотров

Салмина М.В.

  


ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ-ПЕДАГОГОВ И МАТЕРЕЙ НЕПЕДАГОГОВ К СВОИМ ДЕТЯМ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ результатов эмпирического исследования родительского отношения матерей-педагогов и матерей непедагогов к своим детям посредствам использования тест-опросника родительского отношения.   

Ключевые слова:
принятие, отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, отношения к неудачам   


Родительское отношение понимается как совокупность разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, его поступков. Для изучение родительских отношений, которые формируются между родителями и их детьми был использован тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин), полученные результаты представлены на рис.1.Рис.1. Результаты по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин в баллах.Анализ результатов показал, что по шкале принятие / отвержение ребенка матери-педагоги набрали большее количество баллов (27,9) – это говорит о том, что у матерей-педагогов имеется выраженное положительное отношение к своим детям. Матери, не занимающиеся профессиональной педагогической деятельностью, имеют средние баллы по этой шкале (22,15).По шкале кооперация видно, что у матерей-педагогов имеется стремление к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах, на что указывает среднее значение общих баллов (5,63). Матери непедагоги менее заинтересованы в делах своих детей, чему соответствует средний показатель баллов (4,45)В стремлении взрослого к единению с ребенком высокие баллы так же набрали матери-педагоги (5,73). Среднее значение показателей матерей не педагогов (4,5) достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что между матерями и детьми не установлена жесткая психологическая дистанция.Средние баллы по шкале контроль набрали и матери-педагоги (4,33) и матери, не занимающиеся профессиональной педагогической деятельностью (5,05). Это свидетельствует о том, что контроль за деятельностью ребенка имеется, но без применения авторитарного стиля воспитания и строгих дисциплинарных рамок.Низкие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка как у матерей-педагогов (1,63), так и у матерей не педагогов (1,9) свидетельствуют о том, что неудачи детей матери обеих групп считают случайными и верят в силы своих детей.Для выявления различий в особенностях родительских отношений между выборками матерей-педагогов и матерей не педагогов использовали непараметрический U-критерий Манна-Уитни (Uкритич = 628 (для р(0,05), Uкритич=557 (для p(0,01)). Результаты статистического анализа представлены в таблице 1. Таблица 1 – Особенности родительских отношений матерей-педагогов (n=40) и матерей не педагогов (n=40), средние значения (баллы) № ппШкалаСреднее значение (М)U-критерий Манна УитниP – уровень стат. значимостиМатери-педагоги (1 группа)Матери не педагоги(2 группа)1Принятие/отвержение27,9022,151500,032Кооперация5,634,453530,133Симбиоз5,734,502780,144Контроль4,335,05530,50,015Отношения к неудачам1,631,906280,79Примечание: статистически значимые различия выделены жирным шрифтом.Между двумя группами имеются статистически значимые различия по шкале принятие/отвержение - 0,03 и по шкале контроль - 0,01. Матери-педагоги больше принимают своих детей, чем матери не педагоги (27,9, 22,15 при р = 0,03). Скорее всего, это связано с тем, что матери-педагоги имеют большой педагогический стаж взаимодействия с детьми, они общаются и видят детей с разным уровнем развития, с разным потенциалом, а также у них в большей степени сформированы понятия возрастных и психологических особенностей детей, поэтому им проще принимать своих детей. Матери, не занимающиеся педагогической деятельностью, в большей степени применяют родительский контроль, который предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью, в отличие от матерей-педагогов, которые больше уделяют внимание детским проблемам, разделяют интересы ребенка (4,33, 5,05, при р = 0,01). Дети матерей-педагогов доверяют родителям, и их отношения с ними насыщены положительными эмоциями. Это связано с тем, что для педагога свойственна модель взаимодействия «Педагог-партнер», где ребенок – полноправный партнер по сотрудничеству. Педагог исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Салмина М.В. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ-ПЕДАГОГОВ И МАТЕРЕЙ НЕПЕДАГОГОВ К СВОИМ ДЕТЯМ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 702 - 706. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11288 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11288



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.