'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 96

Просмотры  13 просмотров

Сазонова А.В.

  


РОЛЬ ПОЭЗИИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА *

  


Аннотация:
в работе затрагивается проблема нравственного воспитания молодого поколения через призму приобщения к поэзии времен великой Отечественной войны. Представлен анализ поэтических отрывков и возможности воздействия поэтического текста на подрастающее поколение.   

Ключевые слова:
поэзия, лирика, Великая Отечественная война, нравственное воспитание   


«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает». Л.Н. ТолстойПроблема нравственного воспитания личности, всегда остро стоящая перед государством и обществом, в последние десятилетия приобрела особую актуальность. Это связано с противоречивостью, неустойчивостью, многообразием существующих ценностных ориентаций, которые окружают молодого человека. Зачастую под воздействием негативных процессов, протекающих в обществе, еще не сформировавшийся как личность подросток начинает вести себя асоциально, проявляет эгоизм, жестокость, грубость, вседозволенность. Но нельзя забывать слова В.А. Сухомлинского: «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» (4, с.192). В научении «делать хорошее», поступать нравственно заключается основная задача воспитания. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено понятию морали. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целы (коллективом, социальным классом, народом, обществом)» (1, с.293). Но каким образом возможно формирование норм и принципов морали?На наш взгляд, на современном этапе для работы в этом направлении важным является переосмысление исторического и культурного прошлого людей, что способствует созданию правильного вектора развития молодежи. И где, если не в литературе и искусстве, можно найти достойные для этой цели примеры?! Особую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играют произведения, посвященные подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда с наибольшей силой проявились лучшие качества, которыми только может обладать человек: сострадание, совестливость, самопожертвование, ответственность перед людьми, боевое мужество, чувство долга.Как не волноваться, читая стихи, написанные в окопах, в траншеях, пробитые пулей и найденные на груди поэта-бойца после боя? Да, в них есть огонь, и «огонь этот жжет, греет и освещает». Художественное творчество по самой своей природе есть созидание, утверждение жизни, есть преодоление сковывающих силы человека обстоятельств и тяжелых, подчас трагических условий. (2, с.7)«Ведь тогда, – писал А. Сурков, – на всех фронтах Великой Отечественной войны – от Чёрного до Баренцева моря – среди защитников городов - героев, среди героических народных мстителей - партизан с оружием в руках или с карандашом и блокнотом фронтового журналиста шагали поэты по трудным дорогам войны вместе с героями и читателями своих произведений» (3). Поэзия тех лет сыграла исключительную роль во всенародной борьбе с врагом, она стала духовным оружием, укрепляла веру в победу. Поэты жили одной судьбой с народом: работали непосредственно на фронте – в армейских и фронтовых газетах (А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, С. Кирсанов, С. Щипачев), в жесточайших условиях блокады в осажденном Ленинграде (Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Инбер), были военными корреспондентами центральных газет (А. Жарков, С. Михалков и др.)Ключевое место в лирике военных лет занимала тема Родины, сражающихся за нее людей, поэтому в ней всесторонне раскрываются чувства, переживания, думы простого солдата. Например, в стихотворении Константина Симонова «Родина» лирический герой вспоминает родной «клочок земли», как самое дорогое достояние, ради которого можно отдать жизнь:Клочок земли, припавший к трем березам,Далекую дорогу за леском,Речонку со скрипучим перевозом,Песчаный берег с низким ивняком. (2, с.237)Патриотическое чувство поэта питает обращение к историческому прошлому, к национальным традициям:Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.(«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», К.М. Симонов) (2, с.232)В стихах молодых поэтов-фронтовиков звучит подлинная правда о судьбе и опыте своего поколения. В жесточайших условиях утверждаются общечеловеческие начала, война за правое дело рождает в сердце солдата мужество, верность, отвагу.Но пусть и смерть – в огне, в дыму –Бойца не устрашит,И что положено кому –Пусть каждый совершит(«В лесу прифронтовом», М. Исаковский) (2, с.103)Поэзия о Великой Отечественной войне показывает необходимость нравственного выбора, помогает молодому человеку понять самого себя, заставляет искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям. Война - это и проверка способностей человека любить вечно и беззаветно. А именно такая любовь нужна была солдатам, каждый день идущим в кровавый бой, вера в то, что их ждут. Эти чувства нашли свое отражение в стихотворении К. Симонова, написанном в июле 1941 года, «Жди меня, и я вернусь»:Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой, —Просто ты умела ждать,Как никто другой. (2, с.236)Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть, воинский подвиг оказались неотделимыми друг от друга. Разве можно, читая подобные стихотворения, оставаться равнодушным к тем чувствами, которые испытывали люди, разлученные войной? Разве не это пример высокой степени нравственности в отношениях между мужчиной и женщиной?Данные примеры – лишь малая часть стихотворений, посвященных теме Великой Отечественной войны. Каждое из них – памятник герою-освободителю – не может оставить никого равнодушным. Именно поэтому изучение подобных произведений помогает сформировать в сознании молодежи представления о добре и зле, должном и допустимом, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе нравственного выбора, к принятию ответственности за их результаты, является залогом развития высоконравственного, творческого гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Он становится наследником духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сазонова А.В. РОЛЬ ПОЭЗИИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 653 - 657. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11278 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11278



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.