'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 92

Просмотры  28 просмотров

Мясников А.Н.

  


ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ) *

  


Аннотация:
в статье исследуются различные факторы, влияющие на эффективность работы регионального парламента. На примере Волгоградской областной Думы рассмотрены такие факторы, как прозрачность и открытость, компетентность и опытность депутатов, регулярность заседаний, эффективная организация работы, взаимодействие со связанными органами власти, система обратной связи с гражданами и нормативно-правовая база. Статья основывается на анализе данных, включая рейтинги открытости принятия решений, открытости законотворческой работы и внутренней открытости региональных парламентов. В результате исследования выявлены некоторые недостатки, такие как недостаточная открытость и прозрачность работы Волгоградской областной Думы, а также неравное представительство фракций. Для повышения эффективности работы парламента субъекта РФ рекомендуется обеспечить большую прозрачность, равное представительство фракций и повышение компетентности депутатов.   

Ключевые слова:
региональный парламент, эффективность, прозрачность, открытость, компетентность депутатов, регулярность заседаний, организация работы, взаимодействие, обратная связь, нормативно-правовая база, Волгоградская областная Дума   


Эффективная работа парламента субъекта РФ зависит от различных факторов, в частности, таких как: прозрачность и открытость, компетентность и опытность депутатов, регулярность заседаний, эффективная организация работы, взаимодействие со связанными органами власти, система обратной связи с гражданами, нормативно-правовая база [2]. Региональные парламенты должны обеспечивать прозрачность своей работы и открытость для граждан. Это включает доступность информации о заседаниях, протоколах, законопроектах и других материалах, а также проведение общественных слушаний и консультаций. В рейтинге открытости принятия решений [4] Волгоградская областная Дума занимает шестое место среди региональных парламентов ЮФО (64 место по стране, 2 балла). Региональному парламенту Волгоградской области было присвоено по 1 баллу за наличие прямой трансляции пленарных заседаний в интернете и за предварительную публикацию проекта повестки дня пленарного заседания на официальном сайте парламента. В рейтинге открытости законотворческой работы региональных парламентов [4] Волгоградской областной Думе (пятое место по ЮФО им сороковое по стране) было присвоено 4 балла: 1 балл за предварительную публикацию на официальном сайте парламента документов, внесенных на рассмотрение, 1 балл за публикацию на официальном сайте парламента информации о стадиях рассмотрения внесенных документов, 1 балл за публикацию внесенных документов на официальном сайте парламента в машиночитаемом виде (с возможностью поиска по тексту и копирования текста) и 1 балл за публикацию принятых документов на официальном сайте парламента.В рейтинге внутренней открытости региональных парламентов ЮФО [4] Волгоградская областная Дума занимает третье место в ЮФО и восемнадцатое место в России. Парламент нашего региона набрал 2,4 балла: 0,8 балла за представительство фракций в руководстве парламента и 0,6 балла за представительство фракций среди председателей комитетов и комиссий.Это достаточно низкий результат, который указывает на недостаточную открытость и прозрачность работы Волгоградской областной Думы. Отсутствие равного представительства фракций в руководстве парламента и среди председателей комитетов и комиссий может привести к неравенствуи ограничению доступа к власти для определенных политических сил. Для улучшения рейтинга внутренней открытости необходимо обеспечить более широкое участие фракций в руководстве парламента и расширитьих представительство среди председателей комитетов и комиссий. Это позволит более эффективно отражать разнообразные интересы и мнения в парламенте и повысить его прозрачность и открытость.Качество и профессионализм депутатского состава существенно влияют на результативность работы парламента. Оценка компетентности и опытности депутатов может быть субъективной и зависеть от точки зрения и политических предпочтений конкретного исследователя. На наш взгляд, оценка компетентности и опытности депутатов региональных парламентов должна осуществляться по ряду критериев (см. рисунок)./Рисунок. Методика проведения оценки компетентности и опытности депутатов региональных парламентов. Источник: разработано автором.Далее перейдем к рассмотрению такого фактора эффективности работы регионального парламента, как регулярность заседаний. Парламенты регионов должны проводить регулярные заседания, чтобы обеспечить непрерывность работы и рассмотрение важных вопросов. Редкие или несистематические заседания могут затягивать процесс принятия решений и замедлять работу парламента.В течение 2022 года депутаты Волгоградской областной Думы провели обширную работу, приняв участие в различных заседаниях и мероприятиях. Всего было проведено 15 заседаний регионального парламента в очном формате, а также 7 мероприятий с целью принятия решений по 15 проектам постановлений методом опроса. Было проведено также 142 заседания комитетов и комиссий, 116 заседаний постоянных комиссий, рабочих групп, совещаний. Всего за год было рассмотрено и принято 149 законопроектов, из которых 148 были приняты в окончательном чтении и подписаны губернатором Волгоградской области, а 1 законопроект был принят в первом чтении. Также было принято 1040 постановлений [3].В первом полугодии 2023 года продолжилась активная работа депутатов Волгоградской областной Думы. За этот период было проведено 7 заседаний регионального парламента в очном формате, 6 мероприятий с целью принятия решений по 10 проектам постановлений и 1 проекту закона методом опроса. Также было проведено 75 заседаний комитетов и комиссий, 77 заседаний постоянных комиссий, рабочих групп, совещаний, а также 1 заседание экспертно-консультативного Совета по социальному развитию. Всего за полугодие было рассмотрено 57 законопроектов, из которых 1 был принят в первом чтении, а 56 – в окончательном чтении и подписаны губернатором Волгоградской области. Также за этот период было принято 562 постановления [3].Таким образом, видно, что региональный парламент Волгоградской области демонстрирует высокую регулярность заседаний и активную работу в рассмотрении и принятии законопроектов и постановлений. Все принятые законы и постановления имеют важное значение для развития и функционирования региона.Следующий фактор эффективности работы региональных парламентов – взаимодействие со связанными органами власти. Региональные парламенты должны активно взаимодействовать со связанными органами власти, включая исполнительные органы, местное самоуправление и другие структуры. Конструктивное сотрудничество и обмен информацией помогают улучшить результативность работы парламента.Одним из основных направлений сотрудничества между Волгоградской областной Думой и Федеральным Собранием РФ (далее – ФС РФ) является активное участие в федеральном законодательном процессе.В настоящее время Волгоградская областная Дума представила на рассмотрение Совета законодателей проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В этом проекте предлагается дополнить Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" [1] новыми статьями, которые определят основные формы деятельности депутатов законодательных органов субъектов РФ. Также предлагается установить право депутатов на приоритетный прием у руководителей и других должностных лиц территориальных органов федеральных исполнительных органов и организаций, действующих на территории субъектов РФ. В проекте закона также предусмотрена обязанность указанных органов и организаций предоставлять запрашиваемые документы или сведения депутатам законодательных органов не позднее 30 дней с даты получения запроса.Другое обращение Волгоградской областной Думы было подготовлено и направлено Правительству РФ, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В нем высказывается идея о необходимости обеспечения автомобильными транспортными средствами инвалидов боевых действий. Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство, чтобы инвалиды боевых действий, по медицинским показаниям и без противопоказаний к вождению, могли получить легковые автомобили с ручным управлением за счет федерального бюджета. Это предложение основано на том, что регионы РФ не всегда могут сами обеспечить инвалидов такими специализированными автотранспортными средствами в качестве средства реабилитации. Также отмечается, что потому что порядок предоставления социальной поддержки инвалидам боевых действий определяется на уровне субъектов РФ, возникают ситуации, когда меры социальной поддержки отличаются в разных регионах, что создает неравные условия для инвалидов боевых действий.В рамках Южно-Российской Парламентской Ассоциации (далее – ЮРПА) Волгоградская областная Дума направила 14 обращений федеральным органам власти в первом полугодии 2023 года. Они получили поддержку ЮРПА.С начала 2023 года Волгоградская областная Дума подготовила и приняла 14 постановлений на основе рассмотрения проектов федеральных законов, поступивших из ФС РФ. Все эти законопроекты были поддержаны в предложенных редакциях. Также региональный парламент продолжил активное сотрудничество с законодательными собраниями других регионов.Депутаты Волгоградской областной Думы также активно участвовали в парламентских слушаниях, совещаниях и "круглых столах" о различных вопросах, таких как государственная охрана объектов культурного наследия, развитие сельского хозяйства, молочного и мясного животноводства, поддержка многодетных семей, безопасность детей и др.В марте 2023 года был введен новый формат работы – дистанционное участие региональных парламентов в заседаниях Государственной Думы. В этом контексте депутаты Волгоградской областной Думы принимали участие в рассмотрении различных вопросов, включая карантинное фитосанитарное состояние территории РФ, деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, отчет ЦБ РФ за 2022 год и другие важные темы.Также Волгоградская областная Дума развивала межпарламентское и межрегиональное сотрудничество с органами власти и общественными организациями г. Санкт-Петербурга. В рамках этого сотрудничества состоялось торжественное открытие памятного знака воинам-ленинградцам на мемориальном кладбище советских воинов на Мамаевом кургане. Кроме того, депутаты Волгоградской областной Думы и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли участие в автопробеге "Дорогами Победы", организованном в честь 80-летия Сталинградской Победы, 240-летия Севастополя и 320-летия Санкт-Петербурга. Встречи и мероприятия с ветеранскими организациями также проходили в рамках данного сотрудничества.Таким образом, Волгоградская областная Дума в течение первого полугодия 2023 года активно сотрудничала с ФС РФ и другими региональными органами власти, участвовала во множестве мероприятий и делегаций с целью обсуждения и решения важных вопросов, касающихся различных аспектов жизни региона и страны.Следующий фактор эффективности работы региональных парламентов – система обратной связи с гражданами. законодательные органы субъектов РФ должны иметь механизмы для получения обратной связи от граждан и учета их мнений. Проведение общественных обсуждений, участие в общественных слушаниях и обратная связь с помощью электронных платформ способствуют активному участию граждан и повышают эффективность работы парламента.За 1 полугодие 2023 года в Волгоградскую областную Думу поступило 578 обращений, в том числе 24 коллективных. Из них 358 обращений были поданы через интернет-приемную Думы, а 220 обращений были доставлены почтой.По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество поступивших обращений снизилось на 39%, а количество обращений, поступивших через интернет-приемную, уменьшилось на 46%. Также стоит отметить, что 169 обращений было повторными [3].Наибольшее число обращений (23%) касалось сферы государственного строительства и местного самоуправления, как и в предыдущем году. Однако, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, их количество уменьшилось на 16%. 20% обращений было посвящено вопросам строительства, ЖКХ и жилищной политики.В адрес председателя Думы поступило 230 обращений, заместителей председателя Думы – 77 обращений, комитетов и комиссий Думы – 58 обращений, депутатов Думы – 232 обращения, а в адрес аппарата Думы – 1 обращение. Из общего количества поступивших обращений 219 были рассмотрены Думой, 27 находятся на рассмотрении, а 332 направлены по компетенции власти и местного самоуправления [3]. При рассмотрении всех обращений соблюдались установленные сроки, и каждому обратившемуся лицу был направлен ответ с подробными разъяснениями по всем затронутым в обращении вопросам.И последний фактор эффективности работы региональных парламентов – нормативно-правовая база. Волгоградская областная Дума имеет четкую и современную нормативно-правовую базу, которая определяет ее полномочия, процедуры работы и ответственность. Ясность законодательства и его соответствие современным требованиям позволяют региональным парламентам эффективно осуществлять свои функции.Таким образом, Волгоградская областная Дума демонстрирует высокую эффективность работы во всех рассмотренных факторах: в отношении прозрачности и открытости, парламент обеспечивает доступность информации о своей работе, проводит публичные слушания и консультации. Однако, результаты рейтинга открытости принятия решений и внутренней открытости показывают некоторое пространство для улучшения, регулярность заседаний является одним из сильных аспектов работы парламента. За первое полугодие 2023 года было проведено значительное количество заседаний и рассмотрено множество законопроектов и постановлений, взаимодействие с другими органами власти, включая федеральные органы, также является активным и продуктивным. Представители Волгоградской областной Думы активно участвуют в федеральном законодательном процессе и обращаются с предложениями и инициативами, система обратной связи с гражданами позволяет им выразить свои мнения и обращения. Однако, наблюдается снижение числа обращений через интернет-приемную Думы, нормативно-правовая база Волгоградской областной Думы является четкой и современной, что способствует эффективной работе парламента.В целом, Волгоградская областная Дума демонстрирует высокий уровень эффективности в своей работе, однако есть потенциал для дальнейшего совершенствования в ряде аспектов, таких как прозрачность принятия решений и взаимодействие со связанными органами власти, а также увеличение числа обращений через интернет-приемную.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мясников А.Н. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ) // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 632 - 641. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11274 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11274



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.