'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 91

Просмотры  36 просмотров

Мясников А.Н.

  


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ ЮФО (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) *

  


Аннотация:
в статье исследуются избирательные системы Волгоградской области, Ростовской области и Республики Калмыкия. В результате анализа сделаны выводы о доминирующей роли партии "Единая Россия" во всех трех регионах, различиях в системах формирования представительных органов, уровне участия избирателей и организационных особенностях каждого региона. Исследование важно для понимания политической картины и разработки рекомендаций по совершенствованию избирательных систем.   

Ключевые слова:
избирательные системы, выборы, региональные парламенты, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Калмыкия, сравнительный анализ, политическая картина   


Актуальность изучения избирательных систем субъектов Южного федерального округа (далее - ЮФО) обусловлена тем, что их они непосредственно влияют на политическое представительство и власть на региональном уровне. Сравнительный анализ избирательных систем субъектов ЮФО позволит лучше понять механизмы формирования региональных представительных органов, выявить особенности и характеристики каждой из них, а также выяснить, как они соотносятся с федеральными стандартами и нормами.Цель статьи заключается в выявлении и анализе различий и сходств в правовых и организационных аспектах избирательных систем субъектов ЮФО (на примере Волгоградской области, Ростовской области и Республики Калмыкия).Законом Волгоградской области от 25.10.2008 № 1751-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" [6] (далее – Закон № 1751-ОД) определяется порядок реализации гражданами РФ права на участие в выборах депутатов Волгоградской областной Думы, проводимых на территории Волгоградской области в соответствии с Конституцией РФ [1], федеральным законодательством [2], Уставом Волгоградской области [3], законами Волгоградской области. Статья 3 Закона № 1751-ОД [6] посвящена избирательной системе на выборах депутатов Волгоградской областной Думы. Избирательная система включает в себя смешанную систему, где депутаты Волгоградской областной думы избираются на 5 лет. Каждая партия должна составить свой список, включая общуюи региональную части, с ограничением на количество кандидатов в общей части (от 1 до 3) и в региональных группах (от 2 до 3). Региональные группы соответствуют одномандатным округам, и их число должно быть от 10 до 19. Общее количество кандидатов в списке ограничено 60 человеками, и в список не могут быть включены члены других политических партий.Для получения места в думе, партийный список должен преодолеть процентный барьер в 5%. Если сумма голосов за партии, преодолевшие барьер, составляет менее 50%, то списки, набравшие менее 5%, поочередно участвуют в распределении мандатов до тех пор, пока сумма голосов не достигнет 50%. Если одной партии досталось более 50% голосов, а остальные списки набрали менее 5%, то к распределению мандатов допускается партия, занявшая второе место. Мандаты внутри партийных списков распределяются сначала между кандидатами в общей части, а затем между региональными группами с использованием методов Д’Ондта и Хэйра соответственно.Остальные 19 депутатов выбираются в одномандатных округах по системе относительного большинства, где кандидаты могут быть выдвинуты партиями или по собственной инициативе.Для регистрации партий необходимо было собрать от 9274 до 10 201 подписей, что составляло 0,5% от числа избирателей.Статья 4 Закона № 1751-ОД [6] определяет принципы проведения выборов депутатов Волгоградской областной Думы (см. рисунок)./Рисунок. Принципы проведения выборов депутатов Волгоградской областной Думы. Источник: составлено автором по [6].Таким образом, выборы депутатов Волгоградской областной Думы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права, свободного и добровольного участия граждан, а также открытости и публичности процесса подсчета голосов. Также в тексте ст. 4 Закона № 1751-ОД [6] уточняется, что иностранные агенты и некоторые другие организации не имеют права вмешиваться в избирательный процесс в России.Эти положения Закона № 1751-ОД [6] направлены на обеспечение справедливых и честных выборов в Волгоградской области, с учетом принципов демократии и законности.Далее рассмотрим выборную систему Ростовской области. Ст. 2 Закона Ростовской области "О Законодательном Собрании Ростовской области" от 18.09.2002 г. № 270-ЗС [7] (далее - Закон № 270-ЗС) содержит принципы избрания и основы деятельности Законодательного Собрания Ростовской области.В соответствии с этой статьей:Законодательное Собрание состоит из 60 депутатов, и это число является постоянным для регионального парламента Ростовской области. 40 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах, где каждый округ представляет одного депутата. Оставшиеся 20 депутатов выбираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов от избирательных объединений. Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими в Ростовской области и обладающими активным избирательным правом в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [2] (далее Закон № 67-ФЗ) при тайном голосовании.Срок полномочий депутатов регионального парламента Ростовской области составляет 5 лет. Полномочия депутата начинаются с дня его избрания и заканчиваются с началом работы нового созыва Законодательного Собрания субъекта РФ.Парламент Ростовской области имеет право осуществлять свои полномочия, если в его состав избраны не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. При определении двух третей от установленного числа депутатов, в случае получения нецелого числа, оно всегда округляется в большую сторону.Полномочия регионального парламента Ростовской области каждого нового созыва начинаются в день проведения первого заседания вновь избранного Собрания и прекращаются в день проведения первого заседания Законодательного Собрания следующего созыва.И наконец, перейдем рассмотрению избирательной системы Республики Калмыкия.Ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 02.03.2023 г. № 271-VI-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" [8] (далее Закон № 271-VI-З) определена система выборов депутатов Народного Хурала РК. Согласно Конституции РК [5], в Народный Хурал РК избирается 27 депутатов. 17 депутатов Народного Хурала избираются по одномандатным избирательным округам, которые формируются на всей территории Республики Калмыкия,в соответствии с данным законом. Оставшиеся 10 депутатов Народного Хурала РК выбираются по единому республиканскому избирательному округу с учетом пропорциональности голосов, отданных за республиканские списки кандидатов,в депутаты Народного Хурала РК, представленные избирательными объединениями.На основании ст. 10 Закона № 271-VI-З [8], республиканский избирательный округ, по которому депутаты Народного Хурала РК выбираются пропорционально количеству голосов, поданных за республиканские списки кандидатов, охватывает всю территорию субъекта РФ. Ст. 11 указанного Закона определено, что одномандатные избирательные округа формируются на 10 лет на основе данных о численности зарегистрированных избирателей на территории Республики Калмыкия. Избирательная комиссия региона разрабатывает схему одномандатных избирательных округов, в которой определены их границы, перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в каждый одномандатный избирательный округ (если округ включает часть административно-территориальной единицы, муниципального образования или населенного пункта, то схема должна включать границы этой части), а также указываются номера каждого одномандатного избирательного округа и количество избирателей в них. Новая схема одномандатных избирательных округов утверждается не позднее, чем за 80 дней до окончания срока, на который была утверждена предыдущая схема. Народный Хурал РК должен утвердить новую схему не позднее, чем за 20 дней до окончания срока, на который была утверждена предыдущая схема, и имеет право вносить в нее изменения до ее утверждения.По результатам выборов в региональные парламенты рассматриваемых субъектов ЮФО последних созывов "Единая Россия" является доминирующей партией во всех трех регионах, хотя ее результаты разнятся: от 48% в Волгоградской области до 68,28% в Ростовской области. "КПРФ" и "Справедливая Россия" имеют значительные результаты, но их поддержка сильно разнится от региона к региону. Другие партии, такие как "ЛДПР" и "Новые Люди", имеют более скромные результаты и часто не проходят барьер, за исключением Калмыкии, где "Новые Люди" имеют значительную поддержку. Уровень участия избирателей практически одинаков во всех трех регионах ЮФО. Эти данные отражают политическую картину в этих субъектов РФ и показывают различия в предпочтениях избирателей и успешности партий в каждом из них.Таким образом, по результатам сравнительного анализа избирательных систем субъектов ЮФО можно сделать следующие выводы:Общими чертами во всех трех исследуемых регионах является:использование комбинированных избирательных систем, где выборы проводятся по пропорциональной системе и системе относительного большинства,практически одинаково низкий уровень участия избирателей во всех трех регионах ЮФО, что свидетельствует о невысокой значимости выборов и политической пассивности граждан регионов,доминирующая роль партии "Единая Россия" во всех трех регионах ЮФО, которая де-юре имеет значительную поддержку избирателей.Различия в избирательных системах исследуемых субъектов ЮФО состоят в том, что:в Волгоградской области и Ростовской области большая часть депутатов выбирается в одномандатных округах, в то время как в Республике Калмыкия большее значение имеет пропорциональное представительство.в каждом из регионов существуют свои организационные особенности, такие как границы избирательных округов, правила голосования и распределения мандатов.Понимание этих различий и сходств позволяет лучше понять политическую картину в каждом регионе и разработать рекомендации по совершенствованию избирательных систем с учетом конкретных потребностей и особенностей каждого субъекта ЮФО.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мясников А.Н. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ ЮФО (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 623 - 631. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11273 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11273



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.