'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 90

Просмотры  40 просмотров

Карнаух Д.Ю.

  


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ *

  


Аннотация:
цель статьи заключается в рассмотрении и анализе механизмов формирования и реализации национальных интересов Российской Федерации и международного сотрудничества в Арктике.   

Ключевые слова:
Арктика, международное сотрудничество, политика   


С начала XXI в. арктические страны начали формировать правовое оформление вопросам хозяйственного освоения Арктики. В этот период ими стали разрабатываться и утверждаться документы стратегического планирования. Так, в 2006 г. первая Стратегия развития Арктического региона появилась в Норвегии, в 2010 г. – в Финляндии. В России данному вопросу не было уделено должного внимания. Первый и единственный на тот момент арктический стратегический акт в стране был утвержден в 2008 г. – Основы-2020. В период 2021-2022 гг. многими арктическими странами была проведена работа по обновлению документов стратегического планирования в Арктике. Например, в конце 2022 г. была принята новая Национальная стратегия США в Арктическом регионе до 2032 г.В октябре 2020 г. в России на смену Основам-2020 были утверждены Основы-2035. В соответствии с позицией Е. Клименко, «Россия планирует продолжить кампанию жесткой риторики в отношении вызовов безопасности в Арктическом регионе, а также наращивать свой военный потенциал как способ избавиться от этих предполагаемых опасений». Российские ученые не отрицают факта ухудшения с 2014 г. отношений между Россией и странами Запада. Однако, например, А.В. Загорский отмечал, что у страны «нет территориальных споров в Арктике. Морские пространства с Норвегией и США разграничены, и линии их разграничения не оспариваются. В регионе нет потенциала для конфликтов из-за доступа к минеральным или водным биологическим ресурсам. Международно-правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права как прибрежных, так и других государств». В 2023 г. в данный правовой документ были внесены изменения – пересмотрена позиция по международному сотрудничеству в Арктике. После начала СВО членами Арктического совета и Совета Баренцева (Евроарктического региона) было приостановлено участие России в этих структурах. Данный факт способствовал тому, что из Основ-2035 было исключено упоминание об этих организациях. Следовательно, Россией был обозначен новый вектор сотрудничества – с неарктическими странами. Ряд поправок было внесено в п. 16 Основ-2035. Если ранее акцент делался на наращивании добрососедского взаимодействия с арктическими странами по разным областям, то теперь это реализуется с учетом национальных интересов России. При этом разработка ресурсной базы будет происходить в интересах устойчивого развития Арктического региона. Учитывая интерес международного сообщества к Арктике, а также объемы финансовых вложений, необходимых для разработки арктических природных ресурсов, нельзя отрицать того факта, что развитие Арктического региона невозможно без международного и межрегионального взаимодействия. Научными сотрудниками Российской Академии наук выделяются три потенциально возможных модели развития российской Арктики в контексте международного сотрудничества. Первая из них подразумевает замкнутый режим освоения внутри страны и Арктического региона в частности. Однако в условиях рыночной экономики это представляется нецелесообразным. Вторая модель предполагает развитие российского Арктического региона в условиях полной внешнеэкономической открытости. При этом подразумевается интернационализация Северного морского пути. Однако, по мнению ученых, на данный момент экономическая целесообразность ее реализации не просчитана. Третья модель является наиболее оптимальной и предполагает пространственное развитие с учетом российских и зарубежных интересов, а также инвестиций арктических стран. Автор настоящей работы считает, что в настоящее время, учитывая напряженную геополитическую ситуацию, реализация какой-либо из представленных выше моделей в чистом виде затруднена. Анализ правок, внесенных в 2023 г. в Основы-2035, показал, что Россия в рамках международного сотрудничества в Арктике нацелена на укрепление отношений с заинтересованными в данном вопросе государствами, в том числе с неарктическими странами. Н. Корчунов отмечает, что в последнее время многие страны, в том числе Латинской Америки, ближневосточных и Азиатско-Тихоокеанского регионов, стали активно проявлять интерес к Арктике и сотрудничеству с Россией. При этом он считает, что «сложившаяся ситуация требует от нас перегруппировки, перехода к задействованию более широкого спектра методов и форматов международного взаимодействия с теми странами и организациями, которые разделяют наши подходы к устойчивому развитию региона». Однако им выражается надежда на то, что арктические государства осознают «бесперспективность своего курса». Коррективы в документе - Основы-2035 показали, что Россия не нацелена на окончательный разрыв отношений с арктическими странами. Несмотря на то, что из п. 16 («а») данного правового документа было убрано упоминание об Арктическом совете, в п. 16 («б») данный аспект оставили без изменений. В нем регламентировано, что Арктическому совету принадлежит роль «ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность в регионе». Итак, на основании рассмотренного выше констатируем, что современная Арктика выступает не только объектом международного взаимодействия, но и соперничества за арктические территории. При этом в данном процессе задействованы не только арктические державы, но и неарктические страны, интерес которых к Арктическому региону возрастает. Учитывая сложную геополитическую обстановку, вызванную, в первую очередь, проведением СВО на Украине, актуальность приобретает поиск моделей взаимодействия в Арктике не только между Россией и странами Арктического региона, но и неарктическими странами. При этом новые Основы-2035, с учетом внесенных в 2023 г. правок, показывают, что Российское государство не настаивает на прежних форматах международного сотрудничества и делает акцент на развитие взаимодействия и с внерегиональными странами. Несмотря на наличие конфликтных ситуаций при осуществлении международного сотрудничества, развитие Арктического региона происходит в рамках глобального формирования, включая такие процессы, как конкуренция, взаимодействие, взаимовлияние и т.д. По мнению автора, в отношении Арктики реализуется модель циркумполярного сотрудничества, основанная на геополитических тенденциях и национальных интересах арктических государств. В ближайшие годы, на наш взгляд, Арктика будет развиваться с учетом глобальных экономических процессов, связанных с изменениями на мировых рынках энергоресурсов. Таким образом, международное сотрудничество в Арктике выступает одним из ключевых национальных интересов России. Нестабильная геополитическая обстановка, вызванная, в первую очередь, проведением СВО, внесла коррективы во взаимодействие Российского государства и арктических держав. Например, было приостановлено членство России в Арктическом совете, где она с 2021 г. являлась страной-председателем. Данные факты способствовали тому, что в Основы-2035 были внесены правки, в результате которых акцент делается на международном взаимодействии с неарктическими государствами, а также приоритет национальных интересов России.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Карнаух Д.Ю. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 617 - 622. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11272 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11272



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.