'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 89

Просмотры  20 просмотров

Яковлева Е.Ф., Никабадзе О.С.

  


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается проблема формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков в условиях общеобразовательной школы, представлены психолого-педагогические условия формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков.   

Ключевые слова:
мотивация, подростковый возраст, профессионально-ориентированное обучение, условия   


Одной из важных целей современной общеобразовательной школы, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Стратегии развития общего образования РФ, является подготовка обучающихся к выбору профессии. Происходящие в обществе социально-экономические процессы оказывают влияние на престижность определенных профессиональных сфер, что обуславливает необходимость организации целенаправленного профессионально-ориентированного обучения подростков в условиях общеобразовательной школы.Выбор профессии является результатом самоопределения подростка и представляет собой единовременный процесс, который завершается поступлением в учебное заведение или трудоустройством.Процесс формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков определяется некоторыми особенностями данного возраста. По мнению Е.А. Климова, в подростковом возрасте активно развивается новый взгляд на будущую жизнь, формируются моральные и профессиональные ценности, амбиции, притязания на признание обществом, взаимоотношения с окружающими, личные цели и т.п. [1]При выборе профессии подросток также руководствуется стремлением стать «взрослой личностью», занимающей важное место в обществе, и определяется потребностью в самоутверждении. Подросток не способен объективно оценивать свои силы, потребности и возможности, и, соотносить их наряду с выбранной профессией.В связи с этими особенностями, проблема формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков является актуальной в современной сфере образования.Для решения данной проблемы, педагогам общеобразовательной школы, считает Т.В. Кудрявцев, целесообразно создавать психолого-педагогические условия формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков, к которым относятся следующие:1) организация предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе,2) предоставление подростку свободы выбора будущей профессии,3) формирование у учащихся профессионально-значимых качеств посредством применения педагогами активных форм и методов профориентационной работы [2].Первое условие – организация предпрофильной подготовки в общеобразовательных школах. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, которая помогает им самоопределиться по окончании общеобразовательной школы.Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся способствует разработке и внедрению в образовательную практику новых средств трудовой ориентации учащихся на раннем возрастном этапе, в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования происходит в последнем классе основной школы.И.Д. Ульянченко выделены основные задачи, решаемые педагогами и администрацией общеобразовательной школы в ходе предпрофильной подготовки:- помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям,- формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации в обществе,- активизация морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека,- формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху,- развитие ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности,- подготовка самоопределяющегося подростка к достойному поведению в ситуациях жизненного и профессионального кризиса [4].Следующее психолого-педагогическое условие формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения подростков – предоставление подростку свободы выбора будущей профессии.По мнению Е.А. Климова существует восемь углов ситуации выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей и сверстников, позиция учителей, личные профессиональные планы, уровень притязаний подростка на общественное призвание, способности, склонности, информированность [1].Этот факт позволяет сделать вывод о необходимости предоставления подростку свободы выбора будущей профессии посредством психологического образования для старшеклассников как предпосылки для объективной оценки и правильного выбора профессии.Третьим психолого-педагогическим условием формирования мотивации подростков к выбору профессионально-ориентированного образования является развитие у учащихся важных профессиональных качеств посредством использования педагогами позитивных форм и методов в профориентации.К позитивной форме профориентации в школе относится активная форма, которая предполагает вооружение учащихся доступными и понятными инструментами для планирования, координации и реализации собственных профессиональных перспектив, заинтересованность в осмыслении собственных проблем. Дискуссии, семинары, факультативы, проектную деятельность, групповое и индивидуальное консультирование можно рассматривать как активные формы профориентации.С целью формирования у учеников старших классов способности к адекватному принятию решения о выборе профиля обучения, обогащения знаний о престижных профессиях, которые соответствуют их интересам и способностям, ценностным ориентациям, педагогам общеобразовательных школ В.И. Степановский рекомендует использовать современные методы профориентационной работы:- информационно-справочные, просветительские,- профессиональной психодиагностики,- морально-эмоциональной поддержки,- интерактивные методы [3].Таким образом, решение проблемы формирования мотивации выбора профессионально-ориентированного обучения у подростков в условиях общеобразовательной школы в аспекте современной социально-экономической обстановке в стране видится в создании педагогами и администрацией общеобразовательных школ психолого-педагогических условий (организации предпрофильной подготовки в школе, предоставление подростку свободы выбора будущей профессии, развитие у учащихся важных профессиональных качеств посредством использования педагогами позитивных форм и методов в профориентации), обеспечивающих эффективность профориентационной работы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Яковлева Е.Ф., Никабадзе О.С. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 611 - 616. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11271 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11271



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.