'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 84

Просмотры  16 просмотров

Турлыбекова Ю.М.

  


ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятие «готовность к профессиональному самоопределению», проблемы и процесс его развития, уровни сформированности готовности к профессиональному самоопределению среди студентов с нарушениями речи в организациях среднего профессионального образования.   

Ключевые слова:
готовность к профессиональному самоопределению, уровни сформированности, студенты с нарушениями речи, процесс развития профессионального самоопределения, среднее профессиональное образование   


Комплексное понятие готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями речи в организациях среднего профессионального образования не нашло широкого освещения в литературе, однако авторы, такие как Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и другие, дают свое видение готовности к самоопределению.Таблица 1. Понятие «Готовность к самоопределению»./Не согласимся с данным определением, так как не всегда уровень психологического состояния влияет на готовность к самоопределению личности. Данный фактор выступает в качестве готовности к ней, но не в полной мере ее определяет.Позиция данных авторов, обоснована тем, что для студентов с нарушением речи профессиональное образование более доступно по уровню способностей, готовности и психологического состояния.В трудах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Климовой, В.В. Чебышевой фигурируют такие факторы, отражающие готовность к самоопределению как когнитивные, мотивационные и практические.В результате готовность к самоопределению личности – это «психологическая и практическая готовность и способность личности к выбору профессии с учетом объективных и субъективных факторов окружающей среды и общественного развития».С 2013 года Правительство РФ объявило курс на развитие инклюзии в образовании, в частности стали решаться вопросы готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи. Программа «Инклюзивное образование» инициировала разработку подходов и программ развития профессионального самоопределения личности.При этом работа с личностью с нарушением речи имеет свою специфику, которая, прежде всего связана с осознанием человеком ограничений здоровья и исходя из этого обеспечить должный уровень, практической, психологической и мотивационной платформы для формирования готовности к самоопределению.Проведённый выше литературный обзор подчеркивает усилия государства и общества на реализацию усилий по формированию готовности к профессиональному самоопределению.ТакБ. Г. Ананьев предлагает обеспечить должный уровень готовности к совершению действий или учету возможных вариантов развития ситуации. В качестве действий или ситуаций выступает готовность реагировать на рисковые ситуации, готовность к межличностным коммуникациям или профессиональным действиям. В. А. Крутецкий имеет более взвешенный подход к пониманию сущности готовности к самоопределению, дополняя его отдельными элементами «готовности», таких как стремление к деятельности и уровень психологической готовности.В этом определении В. А. Крутецкий предлагает готовность рассматривать через призму психологической подготовки к самоопределению. Следовательно, он уделяет внимание влиянию когнитивных факторов на личность, к ним он относит:–мотивацию к деятельности,– концентрацию внимания,– планирование и др.Другой автор Н. Д. Левитова [5, с. 28]. Применяет системный подход к определению термина готовность, выделяя субъективное отношение системы, в рамках которой реализуются мотивационные, практические и когнитивные функции. Коллектив авторов С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Е. А. Климова и В. В. Чебышева формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи с психологией личности [4, с. 3].В результате разработанный теоретический и практический материал позволяет реализовать интеграцию в общество обучающихся разных категорий, в том числе с нарушением речи. Несмотря на наличие множества определений, готовность к самоопределению у них есть общий посыл, так готовность связана либо с характеристиками личности, либо с разными элементами системы, в рамках которой реализуются мотивационные, практические и когнитивные функции. Инклюзивный подход же призван обеспечить учет особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи в этом процессе.В таблице 2 рассмотрим проблемы готовности к профессиональному самоопределению, у студентов с нарушениями речи, обучающиеся в организациях среднего профессионального образования: Таблица 2. Проблемы готовности к профессиональному самоопределению, у студентов с нарушениями речи, обучающиеся в организациях среднего профессионального образования. 1. Особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями речи могут включать задержку или отклонения в развитии физических и психических функций, которые могут затруднять усвоение и применение профессиональных навыков.Например, дисфункции моторики речи могут затруднять произношение определенных звуков или затруднять способность понимать и использовать сложную речь, что может оказывать влияние на обучение и работу в определенных профессиональных областях.2. Недостаточная осведомленность обучающихся о мире профессий и рынке труда может быть проблемой, потому что они могут иметь ограниченные возможности доступа к информации о различных профессиях и требованиях для работы.Это может привести к ограниченным возможностям выбора профессии и подготовке к ней, что снижает шансы на успешную карьеру.3. Наличие сложностей выбора студентами с нарушениями речи дальнейшего образовательного маршрута для овладения профессией может быть вызвано неуверенностью и сомнениями в своих способностях, недостатком информации о доступные образовательные программы и возможностей для развития в определенной области.Это может привести к неправильному выбору профессии или отсутствию мотивации для достижения успеха в выбранной области.4. Своеобразие развития личности студентов с нарушениями речи может проявляться в социальной и эмоциональной неуверенности, низкой самооценке, тревожности и неспособности эффективно коммуницировать с окружающими.Эти факторы могут повлиять на принятие решений о профессиональном самоопределении и способности адаптироваться к рабочей среде и требованиям профессии.5. Трудности в переобучении и переподготовке обучающихся с нарушениями речи могут возникать из-за ограничений в их способности быстро и эффективно осваивать новую информацию и навыки.Это может потребовать дополнительного времени и усилий для достижения необходимого уровня профессиональной подготовки, что может быть вызовом в быстро меняющемся мире труда. Однако, с поддержкой и специализированными методами обучения, обучающиеся с нарушениями речи могут успешно справляться с этими трудностями и достигать своих профессиональных целей.Для измерения уровня сформированности готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями речи в организациях среднего профессионального образования исследователями М. С. Савиной, Л. Ш. Махмудовым, М. В. Борисовой предлагаются следующие критерии и показатели, которые приняты нами за основы нашего представления: /Рис. 1. Критерии и показатели уровней сформированности готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями речи в организациях среднего профессионального образования.Как было сказано выше, чтобы сформировать готовность к профессиональному самоопределению у учащихся с нарушениями речи необходимо признание личностью себя в условиях окружающей среды и общества. Признание включает в себя следующие аспекты:/Рис. 2. Аспекты признания личностью себя в условиях окружающей среды и общества.Указанные проблемы могут возникнуть, так же в случае, если, совершён неверный выбор профессии обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, что повлечет за собой негативные последствия в большей степени, чем у личностей без отклонений в здоровье. В совокупности с инклюзивным походом обоснована позиция рассмотренных выше авторов о том, что требования к развитию самоопределения личности должны быть на самом высоком уровне. Принятие данных требований позволит снизить риск принятия неверного выбора профессии, а, следовательно, поспособствует социальной адаптации и личного успеха, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.В таблице представим данные требования.Таблица 3. Понятие «Требования к развитию самоопределения личности»1. Набор персонала:На первом этапе нужно сформировать команду опытных и обученных специалистов, включая педагогов, психологов, врачей, инструкторов по реабилитации и т.д. Эти специалисты должны быть знакомы с особенностями учеников с нарушениями речи, чтобы лучше понимать потребности и соответствующие стратегии работы с этой группой.2. Составление индивидуальных программ:Необходимо провести индивидуальные консультации с их родителями, чтобы определить особенности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития должны быть составлены с учетом специфических потребностей и интересов детей.3. Создание специфической среды:Колледж должен быть организован таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и предоставить ученикам структурированную среду. Для этого достаточно места для активных занятий, а также достаточно сотрудников, чтобы обеспечить постоянное наблюдение и поддержку.4. Развитие саморегуляции:Одной из главных задач является помощь с нарушениями речи развить навыки саморегуляции.5. Специальные методики обучения:Важно использовать специальные методики обучения при работе с этой группой учеников. Например, использование визуальных пособий и наглядных материалов может помочь им лучше усваивать информацию. Также важно разнообразить методики обучения, чтобы предоставить различные способы обучения и содействовать их усвоению.6. Медицинское сопровождение:Поскольку у некоторых учеников с нарушениями речи могут быть медицинские проблемы, необходимо обеспечить медицинское сопровождение. Это может включать контроль, проведение регулярных обследований и т.д.1. Набор персонала: на первом этапе нужно сформировать команду опытных и обученных специалистов, включая педагогов, психологов, врачей, инструкторов по реабилитации и т.д. Эти специалисты должны быть знакомы с особенностями учеников с нарушениями речи, чтобы лучше понимать потребности и соответствующие стратегии работы с этой группой.2. Составление индивидуальных программ: необходимо провести индивидуальные консультации с их родителями, чтобы определить особенности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития должны быть составлены с учетом специфических потребностей и интересов детей.3. Создание специфической среды: Колледж должен быть организован таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и предоставить ученикам структурированную среду. Для этого достаточно места для активных занятий, а также достаточно сотрудников, чтобы обеспечить постоянное наблюдение и поддержку.4. Развитие саморегуляции: Одной из главных задач является помощь с нарушениями речи развить навыки саморегуляции.5. Специальные методики обучения: важно использовать специальные методики обучения при работе с этой группой учеников. Например, использование визуальных пособий и наглядных материалов может помочь им лучше усваивать информацию. Также важно разнообразить методики обучения, чтобы предоставить различные способы обучения и содействовать их усвоению.6. Медицинское сопровождение: поскольку у некоторых учеников с нарушениями речи могут быть медицинские проблемы, необходимо обеспечить медицинское сопровождение. Это может включать контроль, проведение регулярных обследований и т.д.Реализация данных положений позволит обеспечить высокий уровень формирования готовности, к самоопределению обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.Инклюзивный подход и учет особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи отраженный в исследовательских работах и государственных программах позволит запустить качественный механизм адаптации и интеграции в общество.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Турлыбекова Ю.М. ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 583 - 594. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11266 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11266



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.