'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 82

Просмотры  13 просмотров

Такмакова С.И.

  


РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ *

  


Аннотация:
в работе показано как мы, взрослые можем помочь ребёнку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить его потребность в активной деятельности, научить исследовать объект и его свойства.   

Ключевые слова:
обучение, игра, чтение, интерес   


Проблемой современных детей становится нежелание читать. Причин, ведущих к этому много, я выделю одну, как я считаю главную. Это сам процесс подготовки к обучению чтению. Чтение – лучшее учение! Неоспоримый факт! А овладение навыком чтения в дошкольном возрасте способствует развитию природной грамотности. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно, легче проходят период адаптации, и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе. Но не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать. Они считают, что эта прямая обязанность школы и учителя, даже если ребёнок проявляет интерес к чтению. Такие родители упускают момент! Напротив, есть и другие, упорно стремящихся научить малыша чтению, когда тот не проявляет желания. И даже при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками того, что ребёнок не хочет и не любит читать, а, следовательно, теряет интерес к учебным занятиям. Мы, взрослые (воспитатели, учителя, родители) должны помнить о том, что каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. И наша задача — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка, научить его исследовать объект и его свойства. Как это сделать? Опыт показывает, что обучение детей чтению - это игра взрослого и ребенка, при этом нельзя разделять игру и учение. Применяя игру, учитель (родитель) должен помнить, что дает ребёнку сложные учебные задачи, а в игру их превращает форма их проведения. 1.Стимулы.Ребенка нельзя заставить обучаться, но можно создать для его обучения подходящие условия. Бесспорным является тот факт, что читающий книгу родитель является наглядным примером. А если ввести семейное чтение, когда одну книгу вслух читают члены всей семьи поочерёдно. Конечно ребёнок пожелает стать одним из читающих. А это главный стимул - научиться читать самому! Не жалейте для ребенка, слов одобрения. Под одобрением понимается одобрение действий ребенка: "Здорово у тебя получилось", "Хорошо ты все отгадал" и т. п. Поощряйте ребёнка. Поощрением может стать какой-нибудь приз, разрешение что-либо сделать и т. п. Очень важно, чтобы поощрение не носило характер условия: "Если сделаешь то-то, тогда...". Похвалу, еще один стимул, ребенок относит не столько к выполненному им действию, сколько к себе самому. Это, во-первых. Во- вторых, похвалу ребенок может понимать, как саму возможность доставить удовольствие взрослому. Поэтому в работе с детьми чаще пользуюсь одобрением и поощрением, нежели похвалой. 2. Конкурентность. Конкурентность - важное условие нормального протекания игры. Для того, чтобы создать конкурентность в играх с ребенком, от вас, как учителя потребуется известный артистизм, умение играть так, как если бы вы сами были ребенком. Время от времени умело поддавайтесь ребенку, а когда нужно (когда ребенок начинает достаточно умело справляться с задачей), начинайте выигрывать. Если в процессе обучения требуется разъяснение, здесь от вас потребуется компетентность и терпение. Вы можете позволить ребенку обучать вас самих: сделайте ребенка соучастником процесса обучения. Попросите его объяснить, как он делает то или иное задание. 3. Повторение.Дети любят пересказывать полюбившиеся истории, пересматривать полюбившиеся видео, мультфильмы. Им нравится, когда читают одну и ту же полюбившуюся сказку по нескольку раз. Воспользуемся этим. Начиная занятие с ребёнком прочитывайте небольшой отрывок из детской сказки, продолжение на следующий день. Здесь есть одно важное условие! Читать нужно красиво артистично с живой мимикой. 4. Общение В работе с детьми никогда не запрещайте ребенку говорить, рассказывать о том, что его интересует, тревожит, даже когда он говорит не по теме, даже если с самим собой. Просто находите возможность и вступать с ребенком в диалог, старайтесь не оставлять безответной ни одну реплику, ни один вопрос, обращенные к взрослому. Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Следует отметить, что при обучении детей, важно воспитывать в них уверенность в собственных силах, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение вывесок, афиш, заголовок книг, газет и т.п). Сложная тема «Знакомство с буквами», - запоминать буквы, называть звуки, сливать слоги и т.п. - трудная задача для ребёнка. Поможет только игра и игровые упражнения! Игровых форм здесь более чем достаточно, познакомлю с некоторыми игровыми упражнениями, которые я успешно использую.Упражнение 1. «Знакомство»а) Ежедневно показываем ребенку новые буквы, последовательно, весь алфавит от "а" до "я". Читаем звук, а не название буквы: "Посмотри, это буква "М" (а не "ЭМ"), это буква "Н" (а не "ЭН"). Обращаем внимание ребенка на элементы буквы, например, "Р" состоит из палочки и дуги. Просим ребенка провести пальчиком по элементам буквы. После того, как обвели букву, спросим ребенка, какой известный предмет эта буква напоминает. Например, а - мячик и перевернутая клюшка, б - половинка от очков - стекло и дужка, В - две книги, положенные друг на друга, или удивленные глаза и т.п. б) Когда мы познакомили ребенка со всеми буквами, предлагаем ему ежедневно просматривать все буквы, предварительно разложив их на столе, и вспоминать предметы, которые они напоминают, сначала вслух, а потом "про себя". А затем следует научиться максимально быстро узнавать буквы, проводя по ним взглядом. Все время спрашиваем ребенка: "А еще быстрее можешь?" Обязательно хвалим ребенка. Данные упражнения помогут быстрее запомнить буквы и научит ребёнка выделять в любой информации отношения двух видов. К первому из них можно отнести наглядные отношения сходства и различия. Ко второму виду можно отнести закономерные отношения, скрытые от непосредственного восприятия, но раскрываемые путём умозаключения.Упражнение 2. «Песенка гласных» Когда ребёнок начнёт узнавать и называть звуки всех букв алфавита, меняем правила игры: теперь нужно выделять голосом гласные, поём и обводим их красным кружком. Теперь мы читаем все звуки, обозначенные буквами правильно, выделяя голосом гласные. Упражнение 3 «Одежда для звука». Выделяем звук из слова вместе, ребёнок лепит букву, которой обозначается этот звук из пластилина, потом меняемся ролями (аналитико-синтетический метод). Данный метод основывается на изучении произношения слова, выделении ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведении их в словах и отдельно, обозначении звуков буквами.Упражнение 4.«Найди меня!». Предлагаем из текста детской книжки с крупным шрифтом найти и выделить все буквы «а» (далее буквы меняются, но только гласные). Сначала это делаете в свободном темпе, показывая ребенку букву, если он ее пропустит, а затем, замеряя время по секундомеру. Упражнение 5 . «Угадай и обведи» Берём цветные карандаши или фломастеры. Простым карандашом пишем на бумаге крупную букву, например, "б", а ребенок цветным карандашом ее обводит и называет вслух. Затем меняемся ролями, используем другую букву (по аналогии упражнения №3) В этом упражнении (буква связывается с мышечным движением и хорошо запоминается, поскольку здесь активизируется двигательная память. Задаём вопрос ребенку: "В какой цвет ты хотел бы окрасить эту букву? " «Почему» Упражнение 6 «Угадай-ка!» Не произнося звук, только артикуляцией показываем гласный звук» Нужно узнать и записать его, меняемся. Это упражнение является подготовительным к слоговому чтению.Упражнение 7 . «Компьютер»Для поддержания интереса к обучению просим ребенка напечатать буквы на компьютере. Дети любят пользоваться компьютером. Сначала ребенок просто нажимает на клавиши, а затем ему уже предлагается слово, предложение, которое он перепечатывает по одной букве. Концентрация внимания на каждой букве слова в дальнейшем положительно сказывается при обучении ребенка письму, т.к. постепенно он начинает понимать, что означает переписать последовательно все буквы этого слова.Упражнение 8. «Кто быстрее». Называйте буквы, каждый раз быстро повторяя все предыдущие и добавляя еще одну. Например: -А –АД –АДУ -АДУМ -АДУМР -АДУМРШ - и т. д. до конца строчки. (по этому образцу готовим несколько упражнений)Упражнение 9. «Абак»Для этого упражнения потребуется изготовить абак для составления и чтения слогов сначала в 2, а потом в 3 окошка. Поставить артикуляцию на гласный и с этой артикуляцией произносить меняя согласные. Например:К, О - КО, Т, О - ТО, М, О - МО, П, О - ПО и т. д.К, А - КА, Т, А - ТА, М, А - МА, П, А - ПА и т. д. Постепенно увеличиваем активность этого процесса. Ребёнок не застревает на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходит к слитному чтению целыми словами.Упражнение 10. «Наблюдатель» Прикрепите надписи к соответствующим предметам в вашей комнате. Покажите ребенку вначале предмет и затем надпись. Проведите по надписи карандашом или указкой, называя предмет: "выключатель", "компьютер", "телевизор", "ковер" и т. д. Контролируйте внимание ребенка - он должен наблюдать за движением Вашей указки. Пусть Вас не смущает, если он еще не умеет читать. Занимаясь таким образом, ребенок усвоит, что слова состоят из букв, привыкнет связывать слово с предметом. Систематически, независимо от того, умеет ребенок читать дли нет, указывайте на надпись и спрашивайте: " Что здесь написано?" Метод Гелена Домана, легший в основу данного упражнения, дополняет методику традиционного школьного обучения. Преимущество этого метода состоит в том, что у ребенка устанавливается и прямая и обратная связь между словом и предметом. Учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Любое занятие нужно заканчивать на позитиве, то есть теми упражнениями, которые уже доступны ребёнку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует и вызывает желание продолжать обучение.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Такмакова С.И. РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 570 - 576. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11264 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11264



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.