'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 79

Просмотры  13 просмотров

Сарсекеева Ж.Е., Чилякова В.И.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников. Представлен анализ общих литературоведческих понятий. Продемонстрированы особенности формирования литературоведческих понятий у младших школьников в казахстанской системе начального образования.   

Ключевые слова:
литературоведческие понятия, младшие школьники, литературное чтение, формирование, система понятий   


Вопросы формирования литературоведческих понятий у младших школьников исследовали такие ученые, как М.А. Рыбникова, Л.М. Крупчанов, М.П. Воюшина, И.Р. Николаева, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, Н.А. Менчинская, О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. Основы современного понимания данных вопросов заложены в работах казахстанских ученых, педагогов, методистов М.М. Аймагамбетовой, Е.В. Богатыревой, Р.А. Бучиной, Н.В. Регель, О.И. Трухановой, В.К. Павленко, Е.Д. Бражниковой, Н.С. Юсуповой, E.В. Беляевой, Т.А. Толоконниковой, E.А. Крыловой, И.В. Оспановой, К.К. Жапеновой, Е. Штукиной и других. В связи с этим проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников.Теория литературы, которая исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие литературоведческие понятия [2] (таблица 1). Таблица 1. Общие литературоведческие понятия. №ГруппыПонятия1Понятие о предмете литературоведенияучение о специфике художественной литературы как особой формы духовной деятельности людейоб общественной сущности литературного творчества2Понятие об общих закономерностях исторического развития литературыроды и жанрынаправления и теченияпринципы отражения жизнихудожественный метод и стиль3Понятие о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведенийобразыконфликтысюжет и композицияпоэтический языкстихосложениеФормирование литературоведческих понятий у младших школьников осуществляется в соответствии с действующими программами, утвержденными Министерством просвещения Республики Казахстан [3-5] по предметам: «Букварь», «Обучение грамоте», «Литературное чтение».К примеру, в таблице 2 продемонстрированы литературоведческие понятия, которые изучаются во 2-ом классе.Таблица 2. Литературоведческие понятия (2 класс). периодпонятияI четвертьВысказываниеРифма Рассказ Свободный стих Образ, персонаж Алфавитный стих Тема произведения Повесть-сказка Стихотворение Текст-описание II четвертьЛирической стихотворение Бытовые сказкиРитмический рисунок стихотворения Сказки о животныхОбраз-переживание ПословицаВолшебные сказкиПоговоркаСравнениеЗагадкаОлицетворениеЗакличкиЭпитетПриговоркиЛитературная загадкаСчиталкиПростые вопросыПрибауткиПотешкиНебылицыСказкиСкороговоркиДокучная сказкаИнсценированиеIII четвертьПреданьеПрозаический текстНаучно-познавательный рассказПоэтический текстХудожественный текстВыступлениеСледует отметить, что литературоведческие понятия расширяются и закрепляются с каждым годом обучения. Формирование литературоведческих понятий у младших школьников реализуется через обучение литературному чтению. Согласно типовой учебной программе по учебному предмету «Литературное чтение» цель обучения литературному чтению – способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества, формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников [5].Л.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров считают, что? понятие должно? быть осмыслено? как процесс взаимопроникновения его? противоположных определений, что? составляет важно?е условие научно?го? отражения относительно?й сущности вещи в ее конкретной целостности [1].Таким образом, литературоведческие понятия являются инструментом для постижения художественного произведения, составной частью школьного литературного образования и носят прикладной характер.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сарсекеева Ж.Е., Чилякова В.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 555 - 559. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11261 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11261



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.