'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 78

Просмотры  26 просмотров

Очилова Д.И.

  


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье описаны уникальные особенности педагогических технологий создания проблемных ситуаций, технологии проблемного обучения в образовательном процессе. Также в образовательном процессе представлена совокупность знаний о методах проблемного обучения, работы над проблемами, обучении учащихся самостоятельному мышлению, а также цели и сущности проблемного обучения.   

Ключевые слова:
педагогическая технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, инновация, метод, педагогический процесс, экспертиза, мониторинг, самостоятельное мышление   


Образование – это совместная деятельность учителей и учащихся, в этом процессе также реализуется развитие человека, его образование и воспитание. На уроках преподаватель посредством упражнений передает учащимся свои знания, умения и навыки, а учащиеся приобретают умение использовать их в результате их овладения. В процессе обучения учащиеся используют разные формы обучения, то есть опираются на определенные различия в получении, обработке и применении изучаемой информации. В процессе обучения вопросы воспитания и обучения решаются в форме сотрудничества преподавателей и учащихся во время занятий, самостоятельной работы учащихся, внеклассной деятельности. Сегодня интерес к использованию интерактивных методов и информационных технологий в образовательном процессе возрастает с каждым днем. Одна из причин этого заключается в том, что до сих пор в традиционном образовании учащихся учили только приобретать готовые знания, а использование современных технологий позволяет им осуществлять поиск приобретаемых знаний, самостоятельное изучение и мышление, анализ. учит их делать собственные выводы. В частности, метод проблемного обучения из педагогических технологий является важным фактором осознанного, самостоятельного и активного усвоения обучающимися учебного материала в образовательном процессе.Проблемное образование – это деятельность учителя, направленная на эффективное решение проблемы, какую часть знаний дать ученику и как ее дать. Проблемное обучение – это совместные действия учителя и учащихся одновременно на уроке, развивающие важную характерно-творческую способность мышления учащегося [1]. Н.Г. Как говорил Дайри, «Основная цель проблемного обучения – довести активность ученика до уровня активности учителя в освоении сложной части содержания, изученного на уроке». Проблемное обучение позволяет учащимся свободно мыслить, свободно выражать свое мнение и развивать свои идеи дальше. При этом студент должен уметь внимательно слушать, думать самостоятельно и самостоятельно, мыслить в команде, анализировать, обсуждать в группе и выражать собранное мнение. Проблемное обучение требует от учителя действовать четко, учитывать каждую минуту урока, использовать все свои способности и умения для достижения желаемого эффекта в это время. Важным условием решения этой проблемы является подготовка преподавателя к предстоящему учебному занятию. В процессе подготовки необходимо учитывать все аспекты проблемного обучения и разрабатывать его методику. На основе собранной информации о проблемном образовании следует отметить, что этот тип образования имеет три аспекта с научно-методической точки зрения. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы и поиск решения проблемы. Проблемная ситуация может формироваться в любой учебной деятельности. От учителя зависит, насколько сильно его отвлекать во время урока. Значение проблемной ситуации состоит в том, что она концентрирует внимание учащихся на одном месте (проблеме) и учит учащихся искать и думать [2].В процессе проблемного обучения все больше возрастает самостоятельность учащегося по отношению к репродуктивным формам обучения. Суть проблемного обучения заключается в управлении учителем познавательной деятельностью учащихся с целью приобретения новых знаний путем создания проблемной ситуации в их учебной работе и решения учебных задач, проблем и вопросов. Это создает научно-исследовательский метод получения знаний. Известно, что любой вид обучения базируется на определенных законах человеческой деятельности, развития личности и сформированных на их основе принципах и правилах педагогической науки. Процесс познавательной деятельности человека опирается на дидактические принципы объективных закономерностей решения логических познавательных конфликтов [3]. Анализ современного процесса обучения показывает, что выводы психологов и педагогов о том, что мышление начинается с проблемной ситуации, ожидаемого удивления и увлечения, близки к истине. В условиях обучения именно психическое, эмоциональное «эмоциональное состояние» человека выступает особой мотивацией к мышлению и интеллектуальной работе. Проблемная ситуация возникает в конкретных условиях обучения, которые организуются по назначению тех или иных педагогических «средств». Таким образом, проблемная ситуация в обучении – это не просто состояние психического напряжения, связанное с «неожиданным препятствием на пути мысли». Это состояние представляет собой состояние психического напряжения, специально необходимое для целей познания. В основе такой ситуации лежат следы ранее приобретенных знаний и мыслительно-практические способы действия по решению новой задачи. При этом стоит отметить, что любые трудности не связаны с проблемной ситуацией. Умственные усилия не представляют проблемы, если новые знания не связаны с предыдущими знаниями. Такой тяжелый труд не требует интеллектуального поиска. Проблемная ситуация отличается от любых трудностей мышления тем, что учащийся осознает внутренние, скрытые связи предмета (понятия, факта), потребовавшие затруднения с известной ему ранее и одновременно с задачей, проблемой. Таким образом, суть характера проблемы состоит в том, что это конфликт между информацией, с которой знаком студент, и новыми фактами и событиями (когда предшествующих знаний не хватает для их понимания и объяснения). Конфликт является движущей силой творческого приобретения знаний. К симптомам проблемной ситуации относятся:наличие факта, незнакомого студенту,инструкции, данные студенту по выполнению заданий, его личная заинтересованность в решении возникших познавательных трудностей. Умение выйти из проблемной ситуации всегда связано с пониманием проблемы, то есть неизвестного, ее словесного выражения и решения. Если подумать о мысленном анализе проблемной ситуации, то это самостоятельная мыслительная деятельность. Он привел ученика к пониманию причин, вызвавших интеллектуальные затруднения, вникнуть в них, выразить проблему словами, т. е. определить активное мышление. Здесь очевидна последовательность: сначала возникает проблемная ситуация, затем формируется проблема обучения. В практике преподавания есть и другой вариант – вариант, когда проблема предстает лицемером при возникновении проблемной ситуации. Выражение проблемы в форме вопросов в форме конфликта идей, укусов, теоретических правил обычно отражает существование проблемной ситуации, в которой ответом на вопрос «почему» является [4].Проблема состоит из трех компонентов: известных (на основе поставленной задачи), неизвестных (их нахождение приводит к формированию новых знаний) и предыдущих знаний (опыта учащихся). Они необходимы для проведения исследований, направленных на поиск неизведанного. Прежде всего определяется неизвестная учащемуся задача учебной задачи, а также неизвестны способы ее выполнения и результат, но учащийся, исходя из ранее приобретенных знаний и умений, ожидаемого результата или ищет способ решение. Методика проведения учебных занятий на основе проблемного обучения требует обоснования используемых в ней методов. При этом основными методами являются творческая, частично-творческая эвристика, проблемное представление информации, представление информации через проблемную инициацию.В заключение можно сказать, что в процессе начального образования важно создавать различные условия для развития творческой активности учащихся. С этой целью определение образовательных требований и организация его приоритетных направлений исходя из этих требований на основе исследуемого образования, создания проблемных ситуаций, а также технологического подхода к образованию подготавливает основу для эффективности развития творческой деятельности учащихся.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Очилова Д.И. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 549 - 554. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11260 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11260



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.