'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 77

Просмотры  21 просмотров

Онищенко С.Ю.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА САРМАТСКОГО ПЕРИОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены возможности применения конкретного научного материала, получаемого при исследовании археологических памятников сарматского времени, в образовательном процессе в школах Краснодарского края. Показывается, что результативной формой работы на уроках истории и кубановедения является проектная деятельность с использованием краеведческого археологического материала.   

Ключевые слова:
кубановедение, региональная история, школьное образование, сарматы   


Изучение истории и культуры региона является важным компонентом школьного образования, кроме того, оно – один из инструментов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В школах Краснодарского края уже стало традицией изучение особого предмета – «Кубановедение». Он, с одной стороны, является самостоятельной учебной дисциплиной, с другой – имеет интегрированный характер и объединяет в себе знания по истории, культуре и природе Кубани [4, с. 3].Предмет «Кубановедение» позволяет учащимся 1-11 классов через проектно-исследовательскую деятельность получить целостные знания и общее представление о родном крае. Структура учебного курса дисциплины объединяет направления школьного краеведения (тематические разделы), соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Системообразующим является тематический раздел «История Кубани», в котором соблюдается хронологический принцип [4, с. 4]. Знакомство с ранними этапами прошлого народов, живших в регионе, происходит на уроках «Кубановедения» в пятом классе. Отрадно, что в учебниках по «Кубановедению» их авторы умело сочетают итоги работы современных ученых с представлением конкретных выдержек из древних письменных источников и использованием материалов из наиболее известных археологических памятников, исследованных на территории Краснодарского края. В частности, для изучения сарматского периода истории активно используются свидетельства древнегреческих и древнеримских авторов, а также материалы курганных могильников Нижней и Средней Кубани [5, с. 45-80].С древних времён территория современного Краснодарского края и Республики Адыгея была полиэтническим и многокультурным регионом. Многочисленные элементы древнего генезиса культур, происходившего в регионе, можно проследить на основе в первую очередь археологических данных [2, с. 324]. Что и подтверждает актуальность темы изучения археологических памятников в контексте преподавания предмета «Кубановедение».Территория Кубани является одной из самых археологически насыщенных в стране, что подтверждается, в частности, фактом проведения именно у нас в регионе ежегодно 200-300 отдельных археологических экспедиций, осуществляемых по Открытым листам Министерства культуры России. Это – самый высокий показатель из регионов нашей страны. И значительная часть этих экспедиций исследует в том числе памятники сарматского периода.Материал этих экспедиций используется затем не только в конкретных научных исследованиях. Он, пройдя научную обработку, активно применяется на уроках истории. Что позволяет учителю шире использовать такие методы, при которых учащиеся становятся не только слушателями и наблюдателями, но и активными участниками учебного процесса. Среди подобных методов можно выделить эксперимент, моделирование, описание археологических материалов, их зарисовку, составление учащимися карт и чертежей [3, с. 124]. Одной из весьма результативных форм деятельности при изучении региональной истории и культуры является проектная с использованием краеведческого археологического материала. При этом, как неоднократно замечено специалистами, использование археологических экспонатов в качестве источника проектной (исследовательской) деятельности обеспечивает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных, так как дает ученику дополнительный инструмент для познания мира [1, с. 50-55].Кроме того, региональный археологический материал может быть применен в рамках внеурочной деятельности. По современному ФГОС [6] она может быть организована по 5 направлениям развития личности детей: общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному. Стандартами предусмотрены многочисленные формы внеурочной деятельности, из которых для занятия археологией наиболее приемлемой формой видится кружок, а основным направлением деятельности – краеведческая работа.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Онищенко С.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА САРМАТСКОГО ПЕРИОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 545 - 548. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11259 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11259



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.