'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 74

Просмотры  174 просмотров

Лавров А.Г.

  


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАКТОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье поднимается вопрос о разнице в трактовке понятия Образование гражданами, бизнесом и государством. Рассматриваются возможные негативные последствия смыслового несовпадения для всех сторон-участниц взаимодействия.   

Ключевые слова:
высшее образование, образовательная услуга, образовательные учреждения, обучение, самообразование, культура, рыночная экономика   


Введение. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о качестве современного высшего образования и способности высших учебных заведений готовить требуемых специалистов в количестве, соответствующем современным социально-экономическим вызовам.Цель данной статьи – дать определение самому понятию образования в текущих нормативных актах и сделать вывод о соответствии или несоответствии его интерпретаций со стороны гражданского общества, бизнеса и со стороны государственных органов.В процессе исследования были использованы методы анализа (количественный, качественный, а также этимологический), метод сравнения.В целях лучшего понимания предмета исследования обратимся к этимологии, отражающей накопленные знания и в которой концентрируются многовековые наблюдения народа за миром.В церковнославянском языке Образование использовали в значении «изображение, преобразование, предвестье». Иными словами, в исходном значении слова "образование" присутствовала идея изображения, предвосхищения или представления о чем-либо. Например, образование будущего представляло собой своего рода прообраз или предвестник того, что должно произойти в будущем. Термин "образование" имеет общий корень с словом "образ", которое, в свою очередь, происходит от славянского слова "разить", связанного с понятием "резать". Изначально "образ" означал что-то "вырезанное", возможно, сделанное из дерева, скульптуру или изображение. Сама идея образа имеет долгую историю, и когда люди XVIII и XIX веков говорили о формировании личности через образование, они, несомненно, обращались к библейскому учению о том, что человек был создан "по образу Божию". Человек рассматривался как носитель отпечатка, печати или черты, указывающие на его связь с Творцом.Таким образом можно сделать предположение, что в общественном сознании образование воспринимается с одной стороны, как процесс улучшения человека и приближение его к некоему «идеалу» или создании «человека будущего», а с другой – как результат. Не спроста учителя с давних времен сравнивали ребенка с чистым листом, ведь на нем можно изобразить или сложить что угодно. И в итоге ученик через усилия педагога по воспитанию, обучению и через собственный труд обретает свой образ, форму, лицо. А знания, приобретенные легко, не имеют для человека особой ценности. Данное предположение подтверждается афоризмом великого русского полководца и основоположника русской военной теории Суворова А.В. «Легко в ученьи – тяжело в походе, тяжело в ученьи – легко в походе» (из приказа о боевой подготовке войскам в Польше, 1794г.). Теперь рассмотрим современное определение термина Образование. В качестве источника использован большой российский энциклопедический словарь: ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения Образования – обучение и самообразование.То есть образованный человек – это тот, кто овладел социально значимым опытом человечества и отдельное внимание привлекает то, что это нужное условие деятельности общества по развитию культуры. И правда, в современном общественном сознании образ современного человека это, в первую очередь, образ человека образованного. В 2023 году доля россиян, понимающих важность высшего образования, увеличилась на 16 п.п. по сравнению с 2020 годом. Это самый высокий показатель за все время измерений [1]. Однако данные другого социологического опроса показали, что 49% респондентов среди главных причин получения высшего образования выделили следующие:- для получения работы на высокой должности,- для большего заработка,- для получения желаемой профессии, интересной работы.А 20% опрошенных ответили «потому, что так сейчас принято» [2].Можно заметить, что высшее образование воспринимается большинством опрошенных исключительно как необходимость для работы, а не развития личности. Происходит подмена первичного смысла образования – не самому стать лучше, получить знания, повысить уровень собственной культуры и принести пользу обществу через самореализацию на любимом месте, а заработать больше денег, получить выше или престижнее должность. Но образование не может быть рассмотрено исключительно как необходимость для работы, иначе теряется назначение образования, как «необходимое условие» деятельности общества в целом и человека, в частности, по улучшению культуры материальной и духовной. И таким образом в целом теряется весь его смысл. Да, для осуществления трудовой деятельности, как важной части жизни, образование необходимо, но является лишь компонентом.Марта Нуссбаум, известный американский философ, четко разграничивает два понятия «образование для людей» и «образование для прибыли». Ее определение «образование для людей» направлено на развитие ключевых способностей: Критического мышления,Способности понимать и выходить за рамки ограничивающих схем мышления,Способности к эмпатии.Этот подход имеет много общего с «сократовским методом» образования. В нем процессы обучения и воспитания неразделимы, а основной фокус делается на гуманистических ценностях, на законах мышления и логики.«Образование для прибыли», по мнению Марты, представляет собой тренинг специальных навыков в целях обеспечения экономического роста определенной группы, компании или страны [3]. Это своего рода «софистический тип», редуцирующий схемы мышления до их соответствия схемам текущей социально-экономической системы [4]. В средние века указанное разграничение было более чем оправданным: к примеру, в Болонском университете школы права – том самом, чьим именем названа популярная в мире система образования – наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: латинская и греческая литература, медицина, одновременно с философией преподавалась физика, а изучение греческого языка, положившего начало эпохе гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах. Как видно преподавателями делался упор на разностороннее развитие личности студента. Это яркий пример первого типа образования.Второй тип образования встречался в ремесленных мастерских и заключался в системе цеховой подготовки ученика.Но именно преобладание второго типа в современном образовании и привело к возникновению «необъявленного кризиса» в этой социальной сфере. Таким образом работы Марты Нуссбаум ставят перед общественностью важные вопросы: для кого сегодняшнее образование? Каким и чьим целям оно служит? [5]. Согласно проведенным социологическим опросам, результаты которых приведены в начале работы, напрашивается вывод, что образованные работники необходимы современному бизнесу. По крайней мере об этом сообщают сами респонденты, связывающие карьерные достижения с высшим образованием.Рассмотрим, что на этот счет говорят нормативные документы, регламентирующие деятельность кадровых служб в организациях. Министерством труда и социальной защиты РФ разработан Единый квалификационный справочник (ЕКС) с перечнем должностей, выполняемым функционалом и требуемом уровнем знаний. Однако данный документ является обязательным лишь для государственных и муниципальных учреждений. Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу, в следующих случаях:согласно статье 57 (часть вторая) наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений,согласно статье 195.3 требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. [6]Иными словами, у бизнеса есть обязательство по применению профстандарта только по отдельным должностям (например, специалист по охране труда) – и это очень небольшой перечень, как правило, с не самым высоким уровнем оплаты труда. ЕКС же является рекомендованным, но не обязательным документом. Для молодежи, которая находится в поиске работы, это может означать одно: на рынке труда молодому соискателю предпочтительнее иметь опыт по схожему направлению деятельности, чем просто профильное образование или даже начальную ученую степень. Практические знания работодателю важнее теоретических. Приоритетность высшего образования должна быть отражена во внутренних нормативных документах, в противном случае, даже при сокращении работников, работодатель может этот фактор свободно игнорировать [7]. Бизнес в настоящее время практически не ограничен в определении должностей и необходимых для их получения навыков, тем самым получая относительную свободу в найме и право на отказ образованному талантливому бывшему студенту только потому, что он хорошо учился четыре или пять лет, но не работал. Немногим меньше половины (40,2 %) выпускников 2016-2020 годов работали во время учебы по специальностям специалитета/магистратуры [8]. Красный диплом потерял свою ценность и значимость. Поэтому неудивительно, что именно среди молодых ребят доля тех, кто считает, что можно не тратить время на получение высшего образования, ведь и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь, наибольшая (60% среди 18–24-летних, 52% среди 25–34-летних) [1]. И снова наблюдается подмена смыслов. Она происходит на глобальном уровне и эксплуатируется с целью извлечения прибыли. Рыночный подход не должен быть применим к кадровой работе, стремление к минимизации затрат не должно быть без социальной ответственности. Такой рационализм и прагматичный подход приводит к тому, что общество перестает критично мыслить, происходит подмена ценностей в жизни и, что может оказаться самым страшным – ценность самой жизни человека. О разрушительной силе принципов саморегулируемой рыночной экономики писал американский и канадский экономист, антрополог, социолог и политический философ, один из основоположников экономической антропологии Карл Поланьи. В своих трудах он рассуждает о том, что рыночные законы стали выходить за рамки социального контроля, тогда как все предыдущие экономические системы были лишь частью более широкой социальной системы общества. Обозначенная ученым подмена смыслов нарушает естественную логику существования и развития экономических систем для общества. Итогом воздействия этой разрушительной силы является превращение социума в экспериментальное сырье для саморегулируемой экономической системы [9]. Таким образом кажется очевидным, что регулирующую и контролирующую функцию должно осуществлять государство, как главная заинтересованная сторона в экономическом, социальном и политическом развитии, которое невозможно представить без грамотного, образованного и критично мыслящего населения.Рассмотрим нормативные документы, регулирующие этот вопрос на законодательном уровне.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (первый в постсоветский период) дает следующее определение: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». Таким образом выделяется три сущности: образование как конституционное право, образование как процесс и образование – конечный результат.Далее даются государственные гарантии бесплатности всех уровней профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (статья 5). Главное условие – образование данного уровня гражданин получает впервые. Наконец впервые в истории России утверждаются:академическая автономия вузов (принцип), финансово-экономическая автономия в предоставлении услуг, право учреждений среднего и высшего профессионального образования заключать договоры с физическими и (или) юридическими лицами о платном обучении по основным и дополнительным программам (статьи 41, 45).Его сменил принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №ФЗ-273. Основные принципы тем не менее остались прежними:образование интерпретируется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства»,закрепляются автономия образовательных организаций, закрепляются и расширяются академические права и свободы педагогических работников и обучающихся (статьи 33, 50).К нововведениям относятся введение принципа государственной политики в сфере образования и появление термина «Услуга»: «сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования», «осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» (статья 101). Роль заказчика/ потребителя при этом еще в правовой статус не вводится. Зато в Гражданском кодексе Российской Федерации уже прописаны обязательства как заказчика, так и исполнителя: статья 779 среди гражданско-правовых услуг выделяет «услуги по обучению» и определяет возмездное оказание услуг как двустороннее обязательство: исполнителя по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчика – оплатить эти услуги.И снова наблюдаются признаки постепенной подмены понятий. Одновременно в правовом поле начинают существовать своего рода два определения «образование – неотъемлемое конституционное право» и «образование – оказываемая платная услуга». На практике это означает, что в одной учебной аудитории оказываются студенты, которые готовились к поступлению и усердно учились, чтобы поступить на бюджет, и студенты, финансовые возможности которых (чаще речь идет о возможности их родителей) также позволили поступить. Самими студентами и преподавателями ситуация трактуется неоднозначно: есть учащиеся, стремящиеся получить по выбранному направлению знания и есть студенты, стремящиеся лишь получить образовательный документ. Преподаватели в данном случае вынуждены применять абсолютно разные подходы, ведь давать знания и строго спрашивать их усвоение со второй категории студентов для высшего учебного заведения может означать потерю платежеспособного заказчика. А таких заказчиков, или, иными словами, обучающихся на коммерческой основе, как показывает статистика, собранная ВШЭ за 22/21 - 52,2%. 47,8% студентов учатся за счет бюджетных средств. Получается, что студенты, в погоне за престижной работой и высоким заработком перестали пользоваться своим конституционным правом на бесплатное высшее образование. Вектор финансирования высшего образования смещается на потребительские расходы: если в 2015 году соотношение государственных и негосударственных расходов в сфере высшего образования было 61% и 39% соответственно, то в 2021 году доля государственных расходов снизилась и составила 57,5% и 42,5% соответственно. Получается, что учебные заведения вынуждены подстраиваться под новую реальность, где абитуриентов нужно «заманивать». Пишутся даже научные работы о применимости маркетинговых (а по-русски рыночных) инструментов в образовательных учреждениях, разрабатываются маркетинговые модели и прочее. Все это снова смещает вектор направленности высшего образования с удовлетворения государственных потребностей в культурном и образованном населении, принимающем активное участие в экономической жизни своей страны, на качественное оказание услуги платежеспособным заказчикам, а именно соответствие ожиданиям абитуриентов и студентов, ведь «кто платит, тот и заказывает музыку» или точнее, как говорится, в английской поговорке «He who pays the piper calls the tune» — кто платит волынщику, тот заказывает мелодию. А ожидания большинства современных студентов от образования, к сожалению, далеки от его первоначального назначения – развития культуры материальной и духовной.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лавров А.Г. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРАКТОВАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 521 - 532. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11256 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11256



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.