'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 72

Просмотры  19 просмотров

Кузнецова Ю.В., Куликова Ю.К.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО *

  


Аннотация:
в работе рассматривается важность использования междисциплинарных связей иностранного языка и информатики для формирования у студентов ГБПОУ «НОУОР имени В.С. Тишина» целостной картины мира, развития коммуникативной компетентности и умения чётко представить и аргументировать свою позицию. В качестве примера удачной интеграции предметов можно привести работу, которую мы предлагаем для студентов второго курса. Трем группам студентов было предложено составить на занятии по иностранному языку социологический опрос, оформить его в программе MS Word и провести его среди своих однокурсников на английском языке, далее представить данные опроса в виде таблицы в MS Excel с построением гистограмм.   

Ключевые слова:
междисциплинарные связи, коммуникативная компетентность, гибкие навыки, иностранный язык, информатика   


В современной педагогической науке главенствующее место занимают исследования по формированию целостной картины мира. По мнению ряда ученых, таких как Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина мировоззрение формируется комплексно в результате воспитания, обучения, развития и социализации личности. В рамках реализации ФГОС изучается множество предметов, но часто бывает, что нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. Поэтому выпускники часто знают лишь отдельные предметы, но имеет слабое представление об их взаимосвязи. В настоящее время перед современным образовательным учреждением стоит наиважнейшая задача: не сколько изучить отдельные предметы, а сформировать у студентов целостную картину мира, развить коммуникативную компетентность, научить общаться и аргументировать свою позицию, быстро и четко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, иметь осведомлённость в области коммуникации и воплотить свои знания на практике. Коммуникативная компетентность неотъемлемая часть профессии тренера-преподавателя, которую получают выпускники ГБПОУ «Нижегородского областного училища олимпийского резерва имени В.С. Тишина».Коммуникативная компетентность включает в себя:языковой компонент (включение лингвистических и грамматических навыков),речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт),учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией),социокультурный компонент (культура коммуникации, умение выслушивать собеседника, встать на его позицию и сформулировать ее),этикетный и общекультурный компонент.Важно научить студентов рассматривать не отдельные явления жизни, а воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей. Поэтому в рамках реализации нового ФГОС требуются и новые подходы к организации учебного процесса. «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны» - В.В. Путин, президент Российской федерации. Один из методов расширить доступность и повысить качество образования – интеграция предметов. Приведем пример интеграции иностранного языка и информатики. Иностранный язык по своей структуре является межпредметным и деятельностным, позволяющий включать разнообразную содержательную тематику на занятиях, а информатика — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все дисциплины, информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.Выделим преимущества интегрированных занятий: способствуют информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств студентов за счёт включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление и предмет изучения.содержательные и целенаправленные занятия вносят в привычную структуру обучения привлекательную для студентов новизну, позволяют использовать на занятии различные виды деятельности. большая информативная емкость и компактность материала, применение различных программных средств позволяет сократить время на изучение темы.практическое применение своих компьютерных знаний и умений, учатся использовать всевозможные виды информационной среды, в том числе Интернет, переносить информацию и знания при помощи реальных технических объектов.Интегрированные занятия позволяют сформировать у студентов универсальные навыки, которые в модели профессиональных компетенций известны как гибкие навыки (soft skills). Для развития комплекса этих навыков у студентов можно использовать системный подход, регулярно предлагая разнообразные задания и виды активностей. В качестве примера удачной интеграции предметов можно привести работу, которую мы предлагаем для студентов второго курса. Трем группам было предложено задание составить на занятии по иностранному языку социологический опрос по изученной ранее теме (рис.1), оформить его в программе Microsoft Word и провести его среди своих однокурсников на английском языке. Далее на занятии по информатике представить данные опроса в виде таблицы в Microsoft Excel с построением гистограмм (рис.2). Всего в работе участвовало 86 студентов второго курса.Темы социологических опросов:«Дело вкуса. Как и почему со временем могут измениться предпочтения в еде».«Увлечение и интересы современной молодежи».«Какие новые виды спорта необходимо ввести в программу Олимпийских игр»./Рис. 1. Анкета студентов на тему: «Увлечение и интересы современной молодежи»./Рис. 2. Пример работы студента «Результат социологического опроса по теме: «Увлечение и интересы современной молодежи».После введения нового задания можно сделать вывод, что подобная интеграция и междисциплинарные связи развивают у студентов коммуникативные навыки и профессиональные компетенции. Применение в образовательном процессе интегрированных занятий обладает многими положительными моментами: повышается интерес студента к нескольким предметам,обеспечивается легкое усвоение большого объема материала,полученные навыки или знания легко применяются на практике,развивается творческое мышление с интеллектуальными способностями,гарантируется решение сразу нескольких задач, которые невозможно реализовать при использовании классического подхода к обучению,студенты развиваются в эмоциональном плане и вовлекаются в творческий процесс.В заключение важно ещё раз подчеркнуть, информатика и иностранный язык считаются смежными предметами, которые должны быть освоены и применяться на практике студентами любых специальностей. В настоящее время очень часто преподаватели различных дисциплин используют интегрированный способ обучения, при котором студенты на одном занятии изучают несколько дисциплин, что позволяет им получать глубинные знания, развивать критическое мышление и свой кругозор. Полученные навыки и знания в дальнейшем студенты могут применить при написании научных статей, курсовых и дипломных работ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кузнецова Ю.В., Куликова Ю.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 508 - 515. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11254 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11254



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.