'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 65

Просмотры  30 просмотров

Дмитриева Ю.М.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ *

  


Аннотация:
в работе представлены игровые технологии, которые применяются на занятиях вокалом с детьми 6 - 7 летнего возраста. Использование системы специальных игровых упражнений для распевания, развития голоса и дыхания способствуют стимулированию детей к обучению.   

Ключевые слова:
игровые технологии, вокал, развитие голоса, развитие слуха   


Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это основной вид деятельности ребёнка, свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присущи все характеристики деятельности, но все они – особенные.Музыкально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживания и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу. Музыка и игровые технологии развивают не только воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал.Самый короткий пусть эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыкально-игровая деятельность.Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий при помощи игровых приёмов и ситуаций должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению. Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы. В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности. Процесс игровой деятельности на музыкальных занятиях неразрывно связан с песенным творчеством. В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н.А.Метлов, Д.Е.Огороднов, В.Н.Шацкая, В.В.Емельянов, Н.А.Ветлугина, З.Кодай. По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является так же недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям дошкольного учреждения, основанным на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка. В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох. Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – собственным голосом. Это самый доступный инструмент, навыки владения которым развиваются постоянно. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительской деятельности. В певческом процессе успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Занятия пением активизируют умственные способности детей, развивают слух, память, внимание, мышление, укрепляют легкие и весь дыхательный аппарат, создают условия для положительного эмоционального общения, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье. В процессе певческой деятельности реализуются музыкальные потребности ребенка: знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Это привело к выбору темы моей работы: «Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста». Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях. Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:Первый этап - Расслабление. Использую двигательные упражнения, благодаря которым расслабляются мышцы шеи, тела, и постепенно приводим себя в тонус. Двигательные упражнения способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. «В свободном теле- свободный звук!» Например, предлагаю детям «отправиться на рынок», выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.А можем устроить «примерку пиджачка», описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли). Также детям нравится упражнение «Пружинки»: по моей команде «вверх» - поднимаются на носочки, «вниз» – опускаются и балансируют (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги). Не менее увлекательное упражнение «Березка». Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «шелестят листочками» (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются. Или «Приведение»: дети выполняют «пугающие друг друга» движения руками.«Медвежонок» раскачиваемся из стороны в сторону Второй этап- Речевой, незаметно подготавливает детский голосовой аппарат к пению, ведет к освоению элементарных навыков управления голосовым аппаратом. В основе упражнений, на данном этапе, используется методика работы с голосовым аппаратом В. В. Емельянова, опубликованная в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», различные вокальные упражнения авторов М.Ю. Картушиной, Е.Тиличеевой и др. Основными видами деятельности на этом этапе являются: Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Сначала мы отправляемся в мир сказок и, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения: В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: «Мыши шуршат в шалаше» или «Бык-тупогуб», также попевки с интонированием разнообразных слогов: «Да-дэ-ди-до-ду», как маленькие шажочки к импровизации. Использую распевки – скороговорки:Третий этап: Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения и задуваем «Свечи на торте». Могу «раздать» всем разноцветные пёрышки и устроить соревнования, у кого дольше всех перышко летало.Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого использую в работе различные образы, например:«Шарик». Превращаемся в шарик, придумываем цвет, делаем вдох и следим за плечами, постепенно наш шарик сдувается на звук «С», и по окончанию хлопаем в ладоши.«Насос» -накачиваем колеса в папиной машине: короткие выдохи на звук «С»«Ежик»- на звук «Фр» мы делаем несколько коротких выдохов, далее задержка дыхания, затем снова «Фр-Фр-Фр», задержка дыхания и длинный выдох на «Фр….»«Жужжит пчела, жук, комар» (на разной звуковысотности)«Змея» -на звук «Ш» мы отрабатываем длинный выдох, причем опять подключая актерскую игру, у кого-то змея спокойная и ползет до своего домика, а у кого- то змея хитрая итд."Собачка устала" (дышим, неглубоко высунув язык)"Свечка на торте". Короткий вдох носом- резкий выдох.,Упражнение для увеличения продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор «Самолет»дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».1. Просто гудим.2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».Упражнение для формирования диафрагмального дыхания из положения сидяСели бегемотики,Потрогали животики.о животик поднимается,То животик опускается. Короткий вдох носом- очень медленный выдох, стремимся как можно дольше выдыхать и к однородному потоку струи воздуха. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) «танцуют» вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха «Счет» (считаем до скольких умеем) Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, «Егорки», которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.Как на горке, на пригорке,Жили тридцать три Егорки,Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать «считать Егорок» с усилием, когда объем воздуха иссяк.Упражнение для формирования короткого и глубокого вдоха.«Надуваем шарик»Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. «Шарик лопнул»Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).«Аквалангисты»Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).Упражнение: Развитие силы голоса и речевого дыхания.«Эхо» Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.Четвертый этап обучения детей- Певческий. Детям очень нравится петь и наша задача сформировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению. Главное место на этом этапе, занимает распевание.Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.Для начала дети знакомятся в игровой форме со своим голосовым аппаратом. Узнают, что наш голос бывает «Толстым», «Тонким», «Высоким и низким». Необходимо понимать, что именно распевание, систематическое и планомерное, необходимо для того, чтобы дети могли ясно понимать высоту звуков (высокие, средние, низкие) и точного воспроизведения их голосом. Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать. Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, «Пожарные» (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). Первая ступенька к пению высоких нот- упражнения на ощущение мышечной высоты звука. В этих заданиях ребёнок учится ощущать работу внутренних вокальных мышц, «ищет» свои высокие звуки.«Звери летят»:Надо показать голосом игрушке, как надо высоко лететь.Ребенок воспроизводит самые высокие звуки (пищит) сначала на «У», потом на «А», затем на «И». Голосить их можно как сирена, или толчками, как укольчики.Главное! Очень высоко и НЕГРОМКО! Звук - высокий, звук – НЕГРОМКИЙУпражнения для координации слуха и голоса «Прыг-скок»Преподаватель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.- голосовые игры на основе фонопедического метода В.В. Емельянова,Показ упражнений. «Мороз», «Ниточка с иголочкой», «Лягушка», - игровые песенки-массажи, Показ упражнений «Дом-дуду» Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволяет добиваться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на конкурсах. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает наличие призовых мест в международных вокальных конкурсах Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дмитриева Ю.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 462 - 473. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11247 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11247



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.