'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 63

Просмотры  33 просмотров

Гедоло Д.С.

  


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВВ ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются аспекты глобального перехода системы образования на дистанционное обучение. Исследуются методы образования младших школьников в дистанционном формате, описываются обучающие онлайн-платформы, способные в значительной мере оптимизировать работу учителя начальных классов в период осуществления дистанционного обучения. Определяется значение использования игровых технологий для младших школьников в дистанционном формате. В статье исследуется методика дистанционного обучения учащихся 4-х классов с применением игровых технологий.   

Ключевые слова:
игровые технологии, методика обучения, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, младшие школьники   


Современная система образования в России переживает процесс активных преобразований, связанных с повсеместной цифровизацией и использованием в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).Материалы и методы исследования.Цифровизация современной системы образования ускорилась в марте 2020 года – в период вынужденного перевода образовательного процесса всех уровней в дистанционный режим, который в разных регионах Российской Федерации длился до 2021 года, а в высшем образовании ещё дольше. В связи с чем, система образования обратилась к ресурсам онлайн-образования и использованию дистанционных телекоммуникационных средств. Среди последних наибольшую популярность в месяцы форс-мажора обнаружили онлайн-платформы: Zoom, Skype, YouTube, Google Meet [1, c. 4].В результате чего, были реализованы две образовательные функции дистанционного формата образования: компенсирующая и развивающая. Относительно первой функции все очевидно – дистанционные средства и технологии помогают продолжать вести учебно-образовательный процесс на расстоянии без посещения учебной организации учащимися и педагогами в необходимых случаях и форс-мажорных ситуациях. Таким образом, дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2].Развивающая функция дистанционных образовательных технологий заключается в том, что такие средства становятся современным развивающим образовательным инструментом и даже требуют создания новой методологии в дидактике. Развивающая функция применения дистанционных технологий касается как освоения средств коммуникации детьми и взрослыми, так и повышения квалификации педагогов для совершенствования форм и методов любого вида образования, в том числе методов игровых технологий на уроках в начальных классах. Следовательно, такое внедрение развивающих дистанционных средств может совершить «революцию» в организации занятий и изменить качество образовательных результатов.Для организации дистанционного обучения младших школьников важными факторами такой формы обучения является элементы занимательности, игры, соревнований, система поощрения в виде игровых бонусов, возможность работать в группе над одной общей проблемой, возможность работы с различными источниками информации. Кроме того, различные игровые технологии, тестовые, занимательные формы работы, применяемые в дистанционной форме, позволяют повысить не только уровень математической и орфографической грамотности обучающихся, но и формировать учебную мотивацию и самостоятельность в учебно-образовательном процессе. Таким образом, игровые инструменты и технологии могут стать эффективным средством мотивации к обучению, познанию и творчеству, а следовательно, становятся надежными союзниками в области формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста, когда ещё только осуществляется переход ведущей деятельности от игровой к учебной.Наиболее популярными образовательными платформами, демонстрирующими игровые технологии для осуществления с их помощью дистанционного обучения в начальной школе, являются: «Учи.ру», «Edu.Skysmart», «РЭШ», «Якласс», «ВКонтакте», «Яндекс.Учебник».1. «Учи.ру». На данном портале все задания полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Портал предоставляет педагогам уникальную возможность организовать урочную деятельность согласно расписанию занятий, обеспечивая открытие доступа обучающимся к заданиям на платформе в определённое время. Данный функционал позволяет педагогам контролировать выполнение санитарных норм и правил по времени беспрерывного пребывания обучающихся на портале и в позднее время [3, c. 36]. 2. «Яндекс.Учебник». На данном портале все задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и разработаны на основании примерных программ. Представленные упражнения на платформе разбиты по классам, предметным дисциплинам и темам, имеют разную степень сложности, что существенно облегчает их поиск для учителей. Дизайн «Яндекс.Учебник» схож с рабочей тетрадью на печатной основе, что способствует концентрации внимания учащихся на предлагаемом учебном материале. Представленные на платформе задания учитель может предложить обучающимся в качестве домашнего задания для отработки определенных умений и навыков. 3. «Edu.Skysmart». Возможности данной платформы дистанционного обучения предоставляют педагогу широкий выбор заданий, начиная от повторения пройденного на уроке материала и заканчивая заданиями для подготовки к ВПР по предметам начальной школы. Сервис очень удобен для педагогов, поскольку имеет простую навигацию по классам и учебному материалу, оснащён системой автоматизированной проверки заданий, после чего педагогу остаётся лишь перенести оценки в электронный журнал. 4. «Российская электронная школа» («РЭШ»). Данная образовательная платформа содержит полный курс уроков по всем предметам школьного курса. Разработана она таким образом, чтобы обучающиеся начальной школы и педагоги могли использовать интерактивные уроки для изучения и повторения учебного материала, проверки знаний, подготовки к контрольным работам.5. «ВКонтакте». Среди обучающихся данная социальная сеть очень популярна. В последнее время широкий функционал этой социальной сети сделал её привлекательной для педагогов с целью решения учебно-воспитательных задач. Социальная сеть предоставляет возможность организации прямых трансляций и конференций с аудиторией до 128 чел. 6. «ЯКласс». Данный онлайн-проект позиционируется создателями Инновационного центра «Сколково» как «цифровой образовательный ресурс, предназначенный для школ». Образовательная платформа содержит проверочные работы с автоматической проверкой, 100 %-ной гарантией защиты от списывания, возможностью просмотра шагов решения и самостоятельного проведения работы над ошибками [2; 3].Эффективной методикой использования игровых технологий для младших школьников в дистанционном формате, выступает сегодня метод – Веб-квест (webquest), – это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания. В основе квест-технологии лежит поиск решения определенной задачи в игровой ситуации. Квест состоит из следующих элементов: сюжет, цель, роли для игроков, загадки и головоломки [4, c. 78]. Эффективное включение цифровых платформ в организацию образовательного веб-квеста предполагает: программно-техническое сопровождение; организационную поддержку, методические рекомендации для учителей, правила для участников, принципы оценки и призы; игровое образовательное пространство: сюжет; игровое пространство с правилами, персонажами, уровнями и т. п.Результаты исследования.Рассмотрим, как описанные материалы можно использовать в удаленной работе с обучающимися начальной школы в целях формирования учебной мотивации, познавательного интереса и самостоятельности.Исследование проводилось на базе МБОУ г. Горловки «Школа № 48» в дистанционном формате. В нем принимали участие 7 детей (2 мальчика, 3 девочки), обучающихся в 4 «А» классе, в период с 1 сентября 2022 года по 26 мая 2022 года. Средний возраст испытуемых 10 лет.На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности исходного уровня развития познавательного интереса у учащихся посредством отобранных нами методов исследования: опросник «Нравится ли тебе?», «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной), анкетирование учащихся по методике Г.И. Щукиной, которая показала, что у младших школьников преобладает низкий уровень сформированности познавательного интереса детей, также присутствует средний уровень, что говорит о желании испытуемых познавать новое и обуславливает интерес учащихся к обучению в целом (рис. 1)./Рис. 1. Общий уровень сформированности познавательного интереса испытуемых на констатирующем этапе эксперимента. Высокий уровень составил незначительные показания, а это означает, что необходимо проведение целенаправленной работы с учащимися по развитию коммуникативной и познавательной активности. Общий показатель уровня сформированности познавательного интереса на констатирующем этапе исследования составил: высокий уровень – 10%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 65%.В связи с чем, характеризуя уровень познавательного интереса младших школьников, на формирующем этапе исследования было принято решение о внедрении на уроках в 4 классе в дистанционном формате программы по включению игровых технологий в учебный процесс, направленной на формирование познавательного интереса, компетенции в знаниях, познавательной активности и самостоятельности младших школьников.Был разработан комплекс учебных дидактических игр, внедрение которого проходило в дистанционном формате в ходе всей учебной деятельности. Так, было проведено большое количество уроков в дистанционном формате за весь период экспериментального исследования (1 учебный год), на которых были использованы различные дидактические игры. Дидактические игры мы применяли практически на всех уроках: математика, русский язык, чтение, окружающий мир и другие. Для этого был использован интернет-сервис Zoom с интерактивной доской Zoom. В работу были включены и родители учащихся, которые обеспечивали техническую помощь при обращении с платформой.Примеры использования игровых технологий на платформе Zoom: 1) Игра «Хитрая подмена».Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).2) Игра «Подбери слово»Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа - З...(занятие)Родник - И... (источник)Холод - М... (мороз)Деятельный - А... (активный)3) Игра «Замени слово»Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-. Смелый человек - …Тихая погода - …Ясное небо - …Тихие шаги - … (Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)4) Игра – соревнование «Кто быстрей».Составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка – смешные, несмешные, страшные.Например: упастьсмешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился… [5, c. 45]Кроме того, на формирующем этапе, с целью развития учебной мотивации у младших школьников, мы включили в учебный процесс такие компьютерные игровые технологии, как веб-квест технологии. Проведение веб-квестов, как мини-проектов, проходило на разных бесплатных сайтах, где перед учащимися ставилась задача разрешить какую-либо проблему посредством прохождения путешествия по заданному пути (ссылкам). В конце урока ребятам предлагается высказать свое мнение о веб-квесте. Понравилась ли данная игра? Какие задания показались самыми интересными, самыми сложными?Все занятия были направлены непосредственно на развитие и совершенствование учебной мотивации посредством образовательных платформ цифрового типа под названиями Learnis и Учи.ру. В них традиционно можно легко и быстро формировать различные квесты, игры интеллектуального характера, задания, викторины и тесты. Самое главное, все это можно пройти в рамках режима онлайн по заранее определенной траектории, что очень актуально для учебно-образовательного процесса, проходящего в дистанционном формате.Отметим, что работоспособность, на проведенных нами уроках, у учащихся была на высоком уровне, школьники продемонстрировали позитивный настрой и желание максимально реализовать свой исследовательский потенциал, что мы связываем с повышением уровня мотивации. Учащиеся были активны, добросовестны и внимательны в работе, ответственно относились к выполнению всех заданий.Характер умственной деятельности: все задания выполнялись ребятами самостоятельно, учащиеся старались редко обращаться к учителю. Однако, некоторые учащиеся проявляли пассивность, в то время как другие, проявлявшие низкий уровень активности на других учебных занятиях, напротив, показали высокий уровень включенности в предложенную работу.С целью выявления успешности реализации исследования по внедрению игровых технологий для младших школьников в дистанционном формате в 4 классе, была проведена повторная диагностика. Результаты контрольной диагностики представлены на рис. 2./Рис. 2. Общий уровень сформированности познавательного интереса испытуемых на контрольном этапе эксперимента. Показатели высокого уровня на контрольном этапе исследования в группе испытуемых составили 80%, тогда как на констатирующем этапе данный показатель составлял всего 10%. Показатели среднего уровня понизились и составили 20%, от предыдущих 45%. А показатели низкого уровня в экспериментальном классе младших школьников на контрольном этапе отсутствуют полностью – 0%. Следовательно, показатели детей, на контрольном этапе стали значительно выше. Всем младшим школьникам удалось повысить уровень учебной мотивации. Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования позволило сформулировать вывод о результативности экспериментальной работы по использованию игровых технологий для младших школьников в дистанционном формате.Таким образом, методика внедрения в образовательный процесс начальной школы различных игровых технологий в дистанционном формате, является важным аспектом успешного обучения и формирования учебной мотивации у учащихся. Зачастую, благодаря именно интерактивным занятиям с применением игровых технологий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учебе, лучше заниматься. На этом основании можно сделать вывод о том, что внедрение в дистанционное обучение младших школьников игровых технологий на онлайн-ресурсах, использование веб-квест технологий, учебных дидактических игр на онлайн-платформах – гарантирует положительное влияние на учебу, повышение познавательного интереса, учебной мотивации и самоорганизованности среди младших школьников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гедоло Д.С. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВВ ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 447 - 457. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11245 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11245



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.