'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 59

Просмотры  31 просмотров

Беденкова А.Д.

  


ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Данная цель может быть достигнута путем гуманизации процесса обучения, по средствам устойчивого развития ребенка. Частью такого развития является экологическое воспитание и формирование экологической грамотности.   

Ключевые слова:
экологическая грамотность, человек, природная среда, экологическое воспитание, умения, знания, навыки, младшие школьники   


Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человечество во время стремительно развивающегося прогресса достигло высочайших открытий в науке, технике, медицине, космосе, получает множество пробелов в экологических знаниях.Необходимость взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше будет начата работа по экологическому воспитанию, тем выше будет педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей [2].Экологической грамотностью является степень умений, знаний, а также способностей, которые позволяют сознательно и квалифицированно участвовать в природоохранном деле с целью предупреждения и недопущения вреда, наносимого природе деятельностью человека [1].Практический подход функциональной экологической грамотности сопряжен с формированием повседневных знаний, а также умений в сфере экологии, с практической общественно-бытовой экологией, если осваиваются простые знания о экологии жилья, населенных пунктов, еды, досуга, производственных действий и труда населения. В этих определениях экологическая грамотность представляется результатом достижения предметных требований к результатам образования.В ряде определений экологической грамотности ФГОС подчеркиваться ее осмысленность и осознанность, креативный а также метапредметный характер: как «способность производить оценку результатов работы лица в природе и воздействие факторов риска на состояние здоровья человека, выбирать целевые и коннотационные конструкции в собственных действиях и действиях по отношению к живой природе, здоровью собственному и находящихся вокруг, понимать потребность в действиях по сохранению биоразнообразия и естественных местообитаний видов растений а также животных» [1].Такие ученые психологи как Божович Л.И. и Л.С. Выготский доказывают, что именно в возрасте от семи до десяти лет происходит развитие форм познания природы, её восприятия и представления. Уметь смотреть детским взглядом на мир необходимо каждому человеку, так как это умение выступает одной из составных частей творчества. В младшем школьном возрасте важно развивать такие качества, как эмоциональная насыщенность и отзывчивость, доброта и чуткость, любовь к окружающему миру.Экологическая грамотность неразделимо сопряжена с экологической культурой. Подобная взаимосвязь должна рассматриваться в цепочке представленных ниже определений:- грамотность (наименьший уровень начальных знаний и умений),- образованность (нужные и достаточные знания о находящемся вокруг мире, освоение общих способов деятельности),- профессионализм (индивидуальные качества, какие дают возможность человеку более полно реализовать себя в определенных видах деятельности),- уровень культуры (понимание материального и внутреннего наследия минувшего и собственного участия в непрерывный культурообразующий процесс),- мировосприятие (постоянные, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и действия человека, способность к всесторонней самореализации во внутреннем мире человечества) [2].В новую модель экологического образования входит использование игровых технологий. Одним из способов развития экологической грамотности у учащихся начальных классов являются развивающие игры. Функции развивающих игр:- знакомить детей с окружающим миром,- «рассказывать» об этом ребенку,- предоставлять информацию о ребенке и результатах обучения.Кроме того, при проведении игры есть множество вещей, позволяющих достичь экологической грамотности:- действия игроков всегда реальны,- их чувства настоящие и искренние, так как игра дает возможность «снять» накопившееся напряжение и раскрыть детские эмоции,- реализовывает познавательные потребности и интересы детей в области экологического и природоведческого образования,- развивает внимание, зрительную память, слух и обоняние, которые позволяют лучше воспринимать окружающий природный мир,- решает проблему мотивации учебной деятельности.Следует помнить, что задача педагога в процессе реализации игры – создать условия для формирования необходимых универсальных учебных действий, усвоения учебного материала, формирования у детей необходимых знаний, умений и навыков.Второй способ развития экологической грамотности – использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания. Для этого юным школьникам помогают имеющиеся у них знания. Новые знания формируются на основе старых знаний.Творческие задания на уроках окружающего мира помогают на основе старых знаний или полученных на уроке формировать и закреплять экологические знания. Более того, творческие знания используются на уроках, а также для закрепления при выполнении домашних заданий. Известно, что юные школьники очень любят творческие задания и упражнения. При этом они воображают, изобретают, создают и трансформируют образы окружающего мира [1].Третий путь заключается в том, что различные занятия во внеклассной деятельности позволяют школьникам получить глубокие знания о связях человека и природы, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, освоить простейшие навыки охраны природы и стать психологически готовыми к общению с людьми. Эксперты в различных областях природопользования [1].Для более успешного развития экологической грамотности у младших школьников необходимо использовать ее в деятельности:- различные виды занятий (лекции, исследования, экскурсии, путешествия, занятия творчеством, кружковые часы),- элементы экологизации (экологические протоколы, экологические задания, тесты, ситуации, игры, загадки, пословицы и поговорки),- занимательная экология во внеклассной деятельности (в форме КВН, экологических часов, экзаменов, проектов, олимпиад, лекций),- участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, турнирах, природоохранных проектах и презентациях).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Беденкова А.Д. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 420 - 424. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11241 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11241



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.