'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 57

Просмотры  22 просмотров

Шацкий В.В.

  


РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ *

  


Аннотация:
статья рассматривает российский опыт в обеспечении прав граждан на достойный уровень жизни. Анализируя конституционные и законодательные акты, а также социальные программы и меры поддержки, оценивается эффективность механизмов гарантирования экономических, социальных и культурных прав граждан. В статье освещаются ключевые аспекты реализации данных прав.   

Ключевые слова:
достойный уровень жизни, конституция, механизмы гарантирования прав граждан, исторический аспект   


Идея реализации прав граждан на достойный уровень жизни в России имеет свою длинную и сложную историю, проходящую через различные исторические периоды и обстоятельства. Такие видные русские мыслители, как П.И. Новогородцев и В.Р. Соловьев, заложили фундамент той самой идеи права человека на достойный уровень жизни, реализацией которой осуществлялось посредством социальных реформ начала XX века. В далекие времена царской России идеи о социальной защите и благосостоянии населения не являлись приоритетными в политики государства, где большая часть населения проживала в тяжелых условиях, не обладая достаточным доступом к образованию и медицинским услугам, что порождало социальные волнения. В своих трудах, В.Р. Соловьев писал: «Чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию … и достаточный физический отдых, но чтобы он мог пользоваться досугом для своего духовного совершенства». Русским мыслителем были выделены три группы возможностей для субъекта права осуществлять определенные действия, а именно:Право на обеспечение средств к существованиюПраво на достаточный физический отдыхПраво на досуг своего духовного совершенствования.В свою очередь, П.И. Новогородцев опубликовал статью под названием «Право на достойное человеческое существование», где он задавался вопросом о таком явлении, как достойное человеческое существование. «Но что же такое «право на достойное человеческое существование»? Не представляет ли оно собою понятия, не уловимого по содержанию и противоречивого по смыслу, слишком широкого для того, чтобы вместиться в рамки юридической регламентации, и слишком субъективного для того, чтобы быть предметом общих определений? Конечно, понятие о достойной человеческой жизни открывает простор для бесконечных требований и предположений во всю меру бесконечного человеческого идеала. Но когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни». Бесспорно, труды великих русских мыслителей заложили благоприятную почву для рассуждений последующих поколений в вопросе реализации прав граждан на достойный уровень жизни.Следующим этапом в истории российского опыта послужила Революция 1917 года, которая, по мнению, современных ученых принесла с собой обещания равенства и социальной справедливости, что включало в себя доступ всех граждан к таким основным благам, как здравоохранение, жильё и образование, трудовые права и многое другое. К сожалению, политические и экономические реформы, ужасы войны, создали сложности в реализации этих обещаний. Для гарантии социально-экономической поддержки и реализации культурных прав человека как основы государственной политики требуется значительная материальная база и производственные ресурсы. В период советской истории до начала 1930-х годов у государства отсутствовали необходимые экономические возможности, поэтому социально-экономические и культурные права граждан, включая концепцию государственного патернализма нашли своё законодательное выражение в Конституции СССР 1936 года.Впоследствии, при коммунистическом правлении, были предприняты шаги по улучшению социального обеспечения граждан, а именно:Массовую программу строительства жилья.Бесплатную медицинскую помощь.Предоставление одежды и социальное питание.Гарантированные трудовые права и социальная защита и многое другое.Но вместе с этим государство ограничило свободу выбора и индивидуальность.Следствием развала Советского союза в 1991 году стало образование нового государства, новой эпохой, что стала периодом существенных трансформаций и перемен. Данный период отмечен экономическими реформами, направленными на переход от плановой экономики к рыночным принципам, создание Конституции Российской Федерации.Дерегулирование экономики, процесс приватизации государственных предприятий и либерализация внешней торговли, стали основными элементами новой экономической парадигмы.Данный период также характеризовался серьёзными экономическими трудностями. Неразбериха с ценами, повышение уровня безработицы и ухудшение социальных услуг оказали значительное воздействие на быт и благосостояние людей. Государство предпринимало меры по социальной поддержке населения, но эффективность таких программ часто вызывали вопросы.Помимо экономических перемен, данный период также привнёс изменения в культурную жизнь страны. Свобода выражения и доступ к информационным технологиям способствовали разнообразию в культурной сфере, что в конечном итоге стало вызовом традиционным ценностям.В целом, период после распада Советского Союза был временем глубоких перемен, включая экономические реформы, социальные вызовы, уход от советской доктрины, что оказало значительное воздействие на жизнь граждан России.В последующие годы государство укрепляло свою экономику, но по-прежнему сталкивалось с трудностями в удовлетворении социальных запросов населения.Ключевым элементом восстановления российской экономики стал рост цен на энергоносители, экспорт таких природных ископаемых, как нефть и газ, принес государство колоссальные доходы, что способствовало восстановлению важных социальных программ. К сожалению, такая модель развития делала экономику уязвимой к колебаниям цен на мировых рынках.В сфере социальных услуг и защиты населения были предприняты определенные шаги для улучшения ситуации. Реализовывались программы поддержки семей с детьми, предпринимались меры по улучшению доступности здравоохранения и многое другое, что позволило выйти на новый качественный уровень поддержки граждан, что позволило во многом реализовать их право на достойный уровень жизни.Под конец 2023 года, действующим президентом был подписан закон, устанавливающий размер МРОТ на 2024 год в размере 19 242 рубля, что благоприятно скажется для граждан Российской Федерации.Подводя итоги, период после распада Советского Союза стал временем глубоких изменений для России. Экономические реформы и социальные трансформации оказали существенное влияние на жизнь граждан. Несмотря на достигнутый прогресс, остаются вызовы в области социальной защиты, неравенства и доступности качественных услуг. Россия эволюционирует, стремится к устойчивому развитию, сохраняя своё культурное наследие и преодолевая вызовы современности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шацкий В.В. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 408 - 412. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11239 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11239



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.