'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 45

Просмотры  20 просмотров

Курдюкова Е.А., Романченко М.Д.

  


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ *

  


Аннотация:
в данной статье мы рассмотрели основные концепции регулирующие взаимодействия правоохранительных органов и государств ближнего зарубежья, познакомились с нормативно-правовыми актами, которые регулируют их деятельность по различным направлениям.   

Ключевые слова:
международное сотрудничество, Интерпол, международный контроль, Конвенция, международная преступность, организованная преступность, имиджевый вред, коррупция, наркотики, ООН   


Стратегия развития международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью определяется на основе оценок криминологической ситуации ее состояния, причин в исторической ретроспективе, проблем современной детерминации, обусловливающих самовоспроизводство рассматриваемого крайне опасного социального и уголовно-правового феномена и криминологического прогноза его развития, что, в свою очередь, предполагает планирование и реализацию возможностей государственных и общественных институтов в противостоянии с этим наиболее опасным видом преступности. Основанием международного сотрудничества являются конвенции против организованной преступности, и прежде всего Конвенции ООН от 15 ноября 2000 г. Против транснациональной организованной преступности. В Конвенции закреплено понятие организованной преступной группы, под которой понимается не простая, а структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течении определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьёзных преступлений для получения, прямо или косвенно, финансовой или иной материальной выгоды. При этом такая группа должна быть образована не случайно. Международное сотрудничество в Конвенции не цель, а скорее механизм ее осуществления. В отличие от многих других международных нормативных правовых актов Конвенция закрепляет конкретный механизм взаимной помощи в делах против организованной преступности: а) получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц, б) вручение судебных документов, в) проведение обыска и производство выемки или ареста, г) предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов, д) предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы, е) выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания, ё) оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства. Основным международным межгосударственным органом, который занимается вопросами борьбы с организованной преступностью остается Управление ООН по наркотикам и преступности. Данное управление создано в 1997 г. в результате слияния программы ООН по контролю за наркотиками и Центра по предотвращению международной преступности. В настоящее время в мире насчитывается 21 региональное отделение Управления. Помимо всего, что было сказано раннее данное управление занимается борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, с незаконной торговлей людьми и с международным терроризмом, т.е. теми видами преступности, которые не только непосредственно связаны с организованной преступностью, но и часто бывают разновидностью криминальной деятельности ее лидеров и участников. Прежде всего под эгидой ООН создан Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП), задачи которого — содействовать укреплению международного сотрудничества в деле предупреждения и сдерживания преступности, оказывать поддержку в развитии систем уголовного правосудия, помогать государствам-членам решать задачи и преодолевать угрозы, возникающие в связи с изменением характера транснациональной организованной преступности. Работа центра связана с созданием и реализацией ряда специальных программ ООН по международному контролю за наркотиками (ЮНДКП), Глобальной программе против транснациональной организованной преступности. В рамках Глобальной программы против транснациональной организованной преступности выявляются новейшие тенденции в деятельности организованных преступных групп и освещаются потенциальные угрозы, с тем, чтобы можно было приминать соответствующие профилактические меры. Программа ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности обеспечивает повсеместное просвещение в области опасности злоупотребления наркотиками, поддерживает международные усилия по борьбе с изготовление наркотиков, их незаконным оборотом и связанной с наркотиками преступностью, содействует усилиям по снижению уровня злоупотребления наркотиками, особенно среди молодежи и уязвимых групп населения, налаживает на местном, национальном и международном уровнях сотрудничество по вопросам борьбы с наркотиками, обеспечивает информацию, анализ и услуги специалистов по связанным с наркотиками вопросам. В рамках системы ООН разработано тринадцать международных конвенций, касающихся террористической деятельности. На мой взгляд, международное сотрудничество со странами ближнего зарубежья в сфере противодействия коррупции — это неотъемлемая составляющая общемирового процесса борьбы с организованной преступностью и другим имеющими трансграничную природу вызовами. Коррупция не только находится в одном ряду с такими глобальными проявлениями, как незаконное распространение оружия, нелегальная миграция, нелегальный оборот наркотических средств и психотропных веществ, киберпрестуность, но и становится их питательной средой. В итоге она наносит невосполнимый материальный, политический и имиджевый вред национальным интересам, отдельным компаниям и гражданам, а также порождает новые вызовы для всего мирового сообщества. В Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается актуальность задачи поиска адекватного ответа на коррупционные вызовы со стороны международного сообщества, консолидации его усилий на этом направлении при координирующей роли ООН. В противодействии этим вызовам Россия работает совместно с Советом Европы по борьбе с коррупцией, Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию, осуществляющей обмен финансовой информацией с налоговыми службами разных стран, и Iransparency International , предложившей Индекс восприятия коррупции в различных странах, рассчитываемый ежегодно на основании данных 12 независимых организаций, проводящих опросы среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Содержание коррупции радикально меняется в глобализирующемся мире, имманентный характер которого определяется резким увеличением неопределенностей и турбулентностей в социальной жизни обществ, что было специально проанализировано международным социологическим сообществом (Кравченко 2012). Соответственно, коррупция также обретает имманентное свойство рефлексии — она становится динамичной, быстро реагирует на социальные, научные и технологические новации, выходит за пространственно—временные локальные рамки, изменяется не только под влиянием внешних факторов, но и внутреннего саморазвития.Что же касается правоохранительных органов, то согласно Положению о Национальном бюро Интерпола МВД РФ, бюро выполняет функции головного оперативного подразделения МВД РФ по взаимодействию с Интерполом и Европолом. Задача - обмен информацией между правоохранительными органами России и Европолом. Стратегическое соглашение о сотрудничестве между Россией и Европолом было подписано в Риме 6 ноября 2003 г.6 Соглашение предусматривает помощь в борьбе с преступлениями, связанными: а) с уголовными деяниями против жизни и здоровья человека, b) терроризмом и его финансированием, с) незаконным оборотом наркотиков, d) незаконным оборотом культурных ценностей, е) незаконным оборотом оружия, f) мошенничеством и хищениями, включая незаконный оборот автотранспортных средств, 8) легализацией (отмыванием) до-ходов, h) незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией.Современные юристы говорят, что в научном мире все еще мало достоверной информации об организованной преступности. С одной стороны, криминологи и практические работники оперируют недостаточными данными о природе организованной преступности, а с другой стороны, используют слабо проработанные оценки эффективности воздействия правоохранительных органов на транснациональные преступные организации и организованную преступность в целом. Организованная преступность была определена в условиях относительного отсутствия знания об ее истинных размерах. До сих пор не все страны приложили все необходимые усилия, чтобы систематически измерять уровень организованной преступности и объективно определять влияние законов и политики, направленных на борьбу с ней. Таким образом, усилия по так называемому контролю за организованной преступностью обычно происходят в вакууме, так что нет более или менее точного ответа, основанного на объективных данных криминологов во всем мире, на следующие вопросы: а) влияет ли уголовная политика того или иного государства на организованную преступность?, 6) снижается или повышается уровень организованной преступности?, в) какова точная стоимость борьбы с организованной преступностью и как эта борьба влияет на граждан и экономику?Однако, во многих соглашениях прослеживается, что государства старались закрепить основной принцип «либо выдай, либо суди», а также отказались от поддержки террористов. Российская Федерация также стремится к выполнению всех взятых на себя договорных обязательств и призывает другие государства к соблюдению важного принципа международного права — добросовестного выполнения международных обязательств. Правовые основы сотрудничества заложены также и в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, подготовленном и представленном Генеральному секретарю ООН в 2004 г. В Докладе особо подчеркивалось, что террористические организации создают вооруженную негосударственную сеть с глобальным охватом и современным потенциалом. Оценки и выводы, содержащиеся в Докладе Группы высокого уровня, побудили Генерального секретаря ООН призвать государства - члены ООН и организации гражданского общества по всему миру присоединиться к разработке и реализации стратегии борьбы с терроризмом, которая должна быть всеобъемлющей. В связи с выводами, озвученными в Докладе Группы высокого уровня, 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея на шестидесятой сессии приняла Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединённых Наций. Стратегия впервые объединила все 192 государства-члены в рамках противостояния общей угрозе - терроризму. В Стратегии определяется план действий государств по наиболее эффективному сотрудничеству в деле борьбы с международным терроризмом. План содержит меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним, меры по креплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, а также меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. На сегодняшний лень Глобальная контртеррористическая стратегия один из тех документов ООН, который реально выполняется на практике и за соблюдением, которого осуществляется непрерывный контроль.Несмотря на то, что основная ответственность за выполнение положений стратегии была возложена на государства - участники, большую помощь в ее реализации оказывает система ООН. Координирующая роль в этой работе принадлежит Целевой группе по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Целевая группа была учреждена Генеральным секретарем в 2005 году и одобрена Генеральной Ассамблеей вГлобальной контртеррористической стратегии ООН.После принятия Стратегии система ОрганизацииОбъединенных Наций сразу начала оказывать поддержку в ее осуществлении.В действительности уголовная политика борьбы с организованной преступностью, по мнению юристов, часто состоит из набора «стандартных» способов и инструментов, а ее результаты до сих пор не оцениваются надлежащим образом. Поэтому дальнейшее использование стандартных методов борьбы с организованной преступностью основано на вере, а не на знании того, насколько они действительно эффективны. Необходимо, наконец, перейти к эмпирическому подходу на следующих двух уровнях: а) борьба с организованной преступностью и б) оценка результативности уголовной политики и профилактики. Что касается уголовной политики борьбы с организованной преступностью, то следует перейти от ее имитации к эмпирической оценке ее результатов, а затем к реализации стратегии, основанной на объективном изучении прошлого опыта и научном подходе для построения стратегии на будущее. Попытки подобных подходов в борьбе с организованной преступностью с разной эффективностью предпринимались в последние годы, например, в Швеции, Канаде, Великобритании и Европейском Союзе. Подводя итог изложенному, следует отметить, что разработанная международным сообществом нормативная правовая база содержит в себе принципиальные положения деятельности государств по борьбе с терроризмом, а Глобальная контртеррористическая стратегия ООН закрепляет приоритетные направления противодействия данному явлению. Но несмотря на это нормативная база требует постоянного мониторинга и совершенствования, так как ситуация в мире и политика многих государств нестабильна, а активность действий террористов растет, поэтому не все государства могут в полном объеме противостоять террористической угрозе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Курдюкова Е.А., Романченко М.Д. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 327 - 335. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11227 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11227



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.