'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 41

Просмотры  32 просмотров

Калунина Л., Шигонин А.Б.

  


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ И КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в представленном материале осуществляется попытка определения перечня преступлений террористического характера на основе современного законодательства и определения возникающих на этой почве проблем квалификации преступлений террористического характера.   

Ключевые слова:
террористический характер, преступление, перечень преступлений, терроризм, проблемы квалификации   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-304-309

Основой для определения перечня преступлений террористической направленности являются нормы Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Согласно содержанию статьи 3 данного закона «терроризм» — это обширная категория, включающая в себя как теорию, так и практику насильственного устрашения общества в целях принуждения органов публичной власти и международных организаций к принятию политически значимых решений [1].Указанные в данном Федеральном законе проявления террористической деятельности криминализованы в ряде статей Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Вместе с тем законодатель далеко не всегда последователен, что, в частности, приводит к неоправданной конкуренции уголовно-правовых норм [2].Например, статья 205.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за содействие террористической деятельности, в чч. 1 и 1.1 регламентирует положения о склонении, вербовке или ином вовлечении лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.2205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279 и 360 УК РФ, вооружении и подготовке лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансировании терроризма. В свою очередь примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ, раскрывающее сущность финансирования терроризма, содержит тот же список составов преступлений, дополняя его самой ст. 205.1 УК РФ [3].Ряд ученых считает, что перечень преступлений в сфере террористической деятельности, установленный в правовой позиции Верховного Суда является «более широким, чем сформулированное отечественным законодателем в Федеральном законе, кроме это часть практиков справедливо указывает на еще более широкий подход к рассматриваемым преступлениям, который применен в указании Генеральной прокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24 января 2020 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации» [4].В научных источниках так же наблюдается обоснованность включения несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ) в перечень преступлений террористического характера. Это связано с тем, что по нормам указанной статьи уголовно наказуемым является лишь несообщение о подготовке или же совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 279, 360 и 361 УК РФ, т. е. преступления террористического характера.Рассматривая особенности состава преступлений террористической направленности, следует отметить, что в науке и практике сложилось устойчивое мнение, что состав преступлений террористической направленности являются сложными. Объективная сторона определяется как совершение соответствующих активных действий, например направленных на организацию либо принятие участия в рассматриваемой организации, которая согласно действующего законодательства российского государства, является террористической (признана террористической). Следует заметить, что для преступлений террористической направленности характерен формальный состав, когда деяния признается совершенным вне зависимости от наступивших последствий. При этом проводя разбирательство в отношении преступлений террористической направленности необходимо учитывать ряд признаков объективной стороны и принимать их во внимание как на стадиях судебного, так и досудебного разбирательства.Особенностью субъективной стороны преступлений террористической направленности является цель, выраженная в устрашении общества и государства с целью принятия необходимого для субъекта решения. Второй ключевой особенностью является характерная черта правового статус субъекта преступного деяния террористической направленности – а именно возраст привлечения к ответственности с 14 лет, что обусловлено особой общественной опасностью деяния [5].Таким образом отношении определение перечня данных преступлений в науке уголовного права существуют различные подходы, вызванные актуальными изменениями законодательства и практикой правоприменения уголовного законодательства. Вызвана данная ситуация, тем фактом что в действующем законодательстве применен довольно широкий подход к преступлениям террористического характера и необходимостью применения не только положений УК РФ, но правовых позиций Верховного Суда РФ и подзаконных актов содержащих различные положения для квалификации данных деяний. Это в свою очередь еще больше усложняет процесс разграничения смежных составов что приводит к ошибкам и проблемам квалификации преступлений террористической направленности.Для устранения такой проблемы необходимо обобщить судебную практику и урегулировать данную проблему путем принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ о преступлениях, схожих с террористической деятельностью. Например, важным моментом разграничения террористического акта и смежных преступлений является учет при квалификации всей совокупности признаков каждого из составов преступлений. Это позволит облегчить правоприменителям осуществление квалификации схожих преступлений [6]. На наш взгляд, целесообразно будет внести дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» о вопросах разграничения ст.205 УК РФ и ст.207 УК РФ. Необходимо рекомендовать судам при отграничении террористического акта по признаку угрозы совершения взрыва и т.д. от заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) обращать внимание на специальную цель угрозы в террористическом акте (ст. 205 УК РФ) – воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. При отсутствии данной цели или наличии хулиганских или иных мотивов совершения преступления, следует вменять ст.207 УК РФ. Субъект преступления по ч.1 ст.205 УК РФ преследует политические, идеологические или иные мотивы путем воздействия на принятие решения органов государственной власти, что представляет большую общественную опасность, чем сообщение о заведомо ложном акте терроризма, совершенное из хулиганских или иных побуждений.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Калунина Л., Шигонин А.Б. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ И КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 304 - 309. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11223 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11223



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.