'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  19 просмотров

Еркович Д.Я.

  


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИПРЕСТУПНОСТИ ПОДНАДЗОРНЫХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассмотрены основные проблемы профилактики преступлений среди лиц, в отношении которых установлен административный надзор и пути их решения. Как вывод, путем решения большинства проблем профилактики преступлений поднадзорных лиц является комплексный подход, заключающийся в эффективном правовом регулировании указанного вопроса, выявлении и пресечении посредством прокурорского надзора и ведомственного контроля нарушений среди органов, осуществляющих административный надзор, использование инновационных методов и технологий при осуществлении административного надзора.   

Ключевые слова:
административный надзор, профилактика преступности, рецидив   


Согласно статистике Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в первом полугодии 2023 года поставлено на учет в органах внутренних дел 25 454 лица, в отношении которых установлен административный надзор (первое полугодие 2022 года – 27 973 лица). Таким образом наблюдается снижение общего количества лиц, в отношении которых установлен административный надзор по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.При этом, указанными лицами в первом полугодии 2023 года совершено 15 088 преступлений (первое полугодие 2022 года – 14 801), таким образом, рост преступности составил 1,9%, в частности, убийства выросли на 21, 5%.Обусловлено это немалочисленными проблемами, возникающими при профилактике преступности поднадзорных лиц. Как показывает практика, немалый процент лиц, попадающих под категорию поднадзорных, стремится уклониться от установления административного надзора, а органы, отвечающие за его осуществление, не всегда действуют эффективно. Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора. Одной из основных проблем профилактики преступности поднадзорных лиц является установление фактического адреса проживания поднадзорного лица. Например, нередко после длительного отбывания наказания поднадзорные меняют место жительства, не уведомив об этом правоохранительные органы, что создает неопределенность у органов исполнения наказания, в какой именно территориальный орган внутренних дел направлять решение суда об установлении административного надзора, таким образом профилактические мероприятия не проводятся до момента установления фактического места жительства поднадзорного, что увеличивает риски совершения им вновь правонарушений. Решением указанной проблемы представляется в том числе и внедрение в правоохранительные структуры новых методов и технологий при осуществлении надзора. Проблемой, которую нельзя не затронуть, является высокая безработица среди лиц, имеющих судимость и отбывших наказание в виде лишения свободы. Данное явление вызвано нежеланием работодателей трудоустраивать судимых лиц во избежание дальнейших проблем с ними, а также, зачастую низкой квалификацией и не адаптированностью поднадзорных к изменившемуся за время их изоляции от общества миру. Указанным лицам проблематично в короткий промежуток времени адаптироваться и найти хорошо оплачиваемую работу, в связи с чем они зачастую ведут маргинальный и аморальный образ жизни, что рано или поздно становится почвой для совершения ими новых преступлений. Данное обстоятельство значительно снижает качество профилактической работы, проводимой органами внутренних дел, ведь удовлетворенность собственной работой, финансовая обеспеченность придает уверенность в завтрашнем дне и повторное становление на преступный путь представляется поднадзорному бесперспективным и опасным выбором. Хотелось бы отдельно остановиться на проблеме бюрократизации правоохранительной системы, а также ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей отдельными должностными лицами и подразделениями, отвечающими за установление и осуществление административного надзора. На практике встречались случаи, когда администрациями пенитенциарных учреждений, в нарушение статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нарушался 7-дневный срок направления вступившего в законную силу решения суда об установлении административного надзора в орган внутренних дел, не соблюдается срок направления исковых заявлений об установлении административного надзора в суд преждевременно за два месяца до истечения срока отбывания наказания в виде лишения свободы. Также, имели место случаи необоснованного установления административного надзора, либо бездействие администраций исправительных учреждений, органов внутренних дел по обращению с исковым заявлением в суд об установлении административного надзора при наличии оснований. Также, в деятельности органов внутренних дел иногда допускались нарушения законодательства, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении административного надзора, например: нарушение сроков периодичности проведения профилактических мероприятий, неполнота профилактических мероприятий, формальный подход к их проведению, не обращение в суды с исками о дополнении ранее установленных административных ограничений, продлении срока административного надзора при наличии оснований. Указанные нарушения периодически выявляются органами прокуратуры РФ и находят свое выражение в мерах прокурорского реагирования, из ответов на которые следует, что основными причинами допущения указанных нарушений является служебная загруженность, неукомплектованность личного состава. Как вывод, ненадлежащий контроль и формализм при проведении указанной работы, неэффективная профилактика правонарушений поднадзорных лиц, порождает чувство безнаказанности и находится в числе причини, способствующих совершению ими новых преступлений. Путем решения указанной проблемы видится проведение постоянной работы по укомплектованию подразделений органов внутренних дел и органов исполнения наказаний компетентными кадрами, проведение учебы с личным составом, более внимательное отношение к указанному направлению работы, внутриведомственный контроль, повышенное внимание к данному вопросу со стороны надзорных органов.Как сказано выше, поднадзорные зачастую пытаются уклониться от установления им административного надзора, а также от профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел, что значительно затрудняет их проведение. Решением данной проблемы видится разрешение использования в отношении поднадзорных лиц специальных технических средств надзора и контроля, применение которых упростило бы получение необходимой информации о местонахождении и поведении данной категории лиц, как следствие значительно повысило бы эффективность проводимых профилактических мероприятий. Перечень таких технических средств утвержден постановлением Правительства РФ, и используются они при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, а порядок их использования регламентирован ведомственными приказами Минюста России. Однако использование таких технических средств органами внутренних дел на текущий момент при осуществлении административного надзора не разрешено на законодательном уровне. При этом, правозащитники и либерально настроенные группы выразили бы недовольство положительным решением данного вопроса, поскольку разрешение использования специальных технических средств контроля и надзора при осуществлении административного надзора привело бы к еще большему ограничению конституционных прав и свобод немалочисленной группы поднадзорных лиц. При этом, видится, что такие нововведения расширили бы возможности органов внутренних дел и значительно бы упростили профилактическую работу. В заключение нельзя не сказать, что зачастую склонность к совершению преступлений лиц, в отношении которых установлен административный надзор, их неприязнь к закону, правоохранительной системе указывает на то, что воспитательная функция пенитенциарной системы, а также постпенитенциарное сопровождение таких лиц не оправдывает ожидаемых результатов. Первопричина такого положения дел кроется именно в сознании лица, в отношении которого установлен административный надзор. Зачастую тюремная субкультура, сложившаяся десятилетиями в местах лишения свободы, модель взаимодействия между заключенными, построенная на идеях воровского единства, чувства превосходства над остальным миром, презрительное отношение к сотрудникам правоохранительных структур, прокуратуры и судебной системы, поощрении лиц, вставших на преступный путь и попавших в места лишения свободы, романтизация преступности оставляют серьезный отпечаток в сознании поднадзорного. Внедрение инновационных методов и подходов работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях, направленных на исправление и перевоспитание осужденных, более эффективные методы пропаганды законопослушного образа жизни, более активная работа по выявлению и преданию суду экстремистских группировок «АУЕ», осуществляющих свою деятельность в местах лишения свободы и оказывающих крайне негативное влияние на остальных осужденных. С другой стороны, лицу, освободившемуся из мест лишения свободы после длительного заключения трудно адаптироваться и принять окружающую действительность. Ему необходима помощь и содействие со стороны государства. Необходима более продуманная социальная политика, направленная на содействие в скорейшем трудоустройстве таких лиц. Также, проводя профилактические мероприятия, органам внутренних дел необходимо сделать упор на пропаганду законности, уважительного отношению к органам государственной власти.Исходя из вышесказанного, криминальное сознание большинства поднадзорных, лежащее в основе их нежелания встать на путь исправления, стремления уклониться от административного надзора, совершить новое преступление, смело можно назвать одной из основных проблем, возникающих при профилактике преступности поднадзорных лиц. Таким образом, профилактика преступности поднадзорных лиц не даст по-настоящему хорошего результата без желания самого поднадзорного исправиться, осознать свои ошибки и понять бесперспективность и несостоятельность деструктивной тюремной субкультуры, изменить образ мысли, в чем государство и общество должно его всецело поддерживать.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Еркович Д.Я. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИПРЕСТУПНОСТИ ПОДНАДЗОРНЫХ ЛИЦ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 275 - 281. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11219 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11219



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.