'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 28

Просмотры  21 просмотров

Церфус А.А., Почекутова Е.Н.

  


РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ *

  


Аннотация:
спорное мусорное законодательство рождает множество противоречий по успешности реализации «Мусорной реформы» всех участников процесса, ограничивая и нарушая конкурентное законодательство исключая с рынка небольшие компании, которые могут стать ключевым звеном по решению сбора, транспортирования и утилизации отходов в отдаленных труднодоступных населенных пунктах.   

Ключевые слова:
экология, бизнес, стимулирование, государство, законодательство, общество   


Успешности реализации «Мусорной реформы» в Росси мешают юридические противоречия и усложненные процедуры обращения с ТКО. Небольшие компании по заготовке и переработке отходов ущемляют в системе работы с отходами, когда они успешно вели раздельное накопление, вывоз и передачу на переработку ТКО до введения «мусорной реформы» и прихода регионального оператора. Стоит отметить, что для обывателя региональный оператор представлялся, как огромная подготовленная принадлежащая Государству компания со штатными профессионалами, собственным автопарком специализированной техники и четкой стратегией по транспортированию и утилизации твердых коммунальных отходов. На деле оказалось все иначе от «единый региональный оператор», есть только название без четкого понимания своих обязательств и нанимающего для исполнения более небольшие компании имеющих опыт в транспортировании и утилизации отходов. С точки зрения целесообразности, как раз небольшие компании были бы полезны в отдаленных, труднодоступных, разбросанных населенных пунктах по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на площадки временного хранения отходов. Такие компании будут более контактны и доступны для населения, а дифференцированный (раздельный) сбор мусора станет более экологичным и выгодным с точки зрения расчета и образования тарифа и выгоды для бизнеса. Среди небольших компаний по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стоит повышать и конкуренцию и со стороны Государства обратить более пристального внимания. Для поддержки экономических инструментов предлагается рассматривать расширение финансирования предоставления средств федерального бюджета: субсидии (имущественного взноса), компенсация процентных ставок по кредитам, возмещения расходов за строительство объектов обработки и утилизации отходов, экологический сбор, применение «зеленого» тарифа на поставку электроэнергии из отходов [1]. Государство с помощью стандартов, правил, разных инструментов регулирования создают рамки для бизнеса и для условий людей. Для решения глобальных проблем с экологией, необходим системный подход развития государственно частного партнерства (ГЧП) и муниципального частного партнерства (МЧП). По материалам Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, частные инвестиции на данный момент ничтожны, поэтому сама отрасль находится в стадии «болезненного формирования», а институциональная среда является неблагоприятной для инвесторов [2]. В России рассматривается вопрос единой методики введения промышленного симбиоза (представляет собой один из инструментов экономики замкнутого цикла), как новой экосистемы. Мировая практика показывает, создание подобных производственных союзов благотворно влияет не только на окружающую среду, но и на экономические показатели компаний [3]. Небольшие компании могут внести значительный вклад в утилизационные методы отходов. Действующая законодательная система не поощряет физических и юридических лиц, занятых в области обращения с отходами, принятие мер к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. Повышение работы возможно обеспечить средствами соответствующих инвестиционных, организационно-технических решений, методов государственной поддержки и форм отраслевого взаимодействия, направления совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Деятельность экономической результативности предприятий в области управления с отходами имеет инвестиционную и операционную компоненты. Инвестиционный компонент включает способы финансирования проектов в сфере управления отходами.В настоящее время в РФ действует федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в составе национального проекта «Экология» для создания эффективной системы обращения с отходами. Данные Росприроднадзора сообщают, что в регионах РФ происходит накопление ТКО не соответствующих величине отходов на конец года и превышающих величину отходов на начало года. Учитывая актуальные финансовые проблемы региональных операторов, внимание предлагается уделить совершенствованию системы обращения с ТКО на региональном и муниципальном уровнях.Реализация актуальных задач национального проекта «Экология», в частности развитие современной инфраструктуры по обращению с ТКО, усложняется по ряду объективных причин. Во-первых, с каждым годом увеличивается количество отходов, что связано с ростом потребительского спроса и снижением срока эксплуатации многих потребительских товаров. Во-вторых, высока стоимость затрат предприятий, выполняющих весь необходимый цикл бизнес-процессов, как показывает Антимонопольная практика, зачастую затраты бизнеса необоснованно завышены. В-третьих, как уже было отмечено, это трудное финансовое положение региональных операторов из-за низкой рентабельности основной деятельности и проблем с финансированием. Ситуация усложняется тем, что компании, отвечающие за вывоз и утилизацию мусора, не могут получить денег ни с населения, ни с организаций. Сегодня основной проблемой на региональном уровне в данной области является проблема неплатежей [4]. В-четвертых, несовершенство механизмов привлечения частных инвестиций в строительство комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. В перспективе инвестиции в новые технологии в данной области становятся все более выгодные из-за высокого спроса на переработанные материалы как вторичное сырье.Согласно ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» в субъектах Российской Федерации (РФ) должна внедряться новая система обращения с отходами, основные преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в законе [5] с соблюдением иерархии первоочередных приоритетов./Рис.1.Иерархия обращения с отходами, принятая во всем мире (рисунки со свободных интернет-ресурсов).Учитывая иерархию управления с отходами, небольшие компании по основным позициям могут занимать мусорную нишу и вносить предложения по снижению количества отходов, могут предлагать услуги: использования возвратной тары, продажу розничных товаров потребителям в их собственную тару. Проводить разъяснение среди населения услуг бизнеса, способствующего снижению количества отходов, раздельному накоплению и переработке, в том числе отдельному сбору опасных отходов.Поэтому, приоритетом новых технологий должна стать продуманная государственная поддержка объектов предпринимательской деятельности, основанная на внедрении современных механизмов «зеленого» финансирования при участии государственно-частного и муниципального партнерства, поддержка предприятий-стартапов, разрабатывающих и внедряющих новые технологические решения в области обращения с отходами. Важным является выработка комплекса мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области раздельного накопления отходов (в том числе налоговых льгот и преференций, например, освобождение от налога на прибыль, полученной от продажи вторичных ресурсов).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Церфус А.А., Почекутова Е.Н. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 207 - 213. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11210 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11210



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.