'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 27

Просмотры  64 просмотров

Томилина Н.С., Попов А.А.

  


РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе описаны результаты разработки методологических подходов для построения автоматизированной системы для управления преференциальными режимами. Целью создания такой системы является повышение качества управления территориями опережающего развития и ускорения принятия решений за счет автоматизированного анализа поступающих заявок и документов.   

Ключевые слова:
инвестиционные проекты, преференциальные режимы, территории опережающего развития, информационная система, оценка эффективности   


Целью данной публикации является краткое описание части результатов работы по развитию в России автоматизированной информационной системы государственного управления преференциальными режимами. Целью создания данной системы является повышение качества управления преференциальными режимами за счет развития функций оценки эффективности, мониторинга и контроля использования бюджетных средств, и одним из важных моментов является ускорение процедур принятия решений.Основная проблема, которую была призвана решить новая система, заключалась в долгих процедурах согласования и принятия решений. Потенциальные резиденты территорий опережающего развития подготавливали бизнес-планы и финансовые модели, на основе которых оценивалась эффективность и возможные параметры будущего ТОР, после чего оценивалась его потенциальная эффективность, и при изменении планируемых параметров льгот бизнесу приходилось пересматривать все планы и показатели финансовых моделей. Все это требовало значительного времени и мешало потенциальным резидентам эффективно работать с банками и инвесторами по согласованию параметров привлекаемого финансирования. Преференциальные режимы – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Это могут быть налоговые льготы и административные преференции. В Российской Федерации существуют следующие преференциальные режимы: особые экономические зоны, территории опережающего развития (ТОР), в том числе установленные для монопрофильных муниципальных образований (моногородов), и ТОР в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), свободный порт Владивосток, а также Арктическая зона.В 2023 году НИФИ участвовал в разработке методик, необходимых для проведения анализа и расчетов в рамках совершенствования подобной системы в части создания и изменения параметров территорий опережающего развития. Для каждого преференциального режима предусмотрена процедура создания и функционирования, отбора инвестиционных проектов, мониторинга и ведения отчетности о реализации инвестиционных проектов и инфраструктуры самой территории со статусом преференциального режима.Все указанные функции регламентированы и представлены огромным количеством бизнес-процессов. И создание автоматизированных государственных информационных систем, в том числе Подсистемы управления преференциальными режимами, призвано делегировать рутинные процессы автоматическим инструментам. Когда речь заходит об автоматизации деятельности чиновника преследуются цели максимального исключения бумажного документооборота, наличия функции автоматического принятия решения по заданным алгоритмам и формулам с возможностью корректировки человеком, а также автоматизация мониторинга и контроля, как неотъемлемой функции, возложенной на государственный орган исполнительной власти.В связи с этим Минфин России принял решение о создании Подсистемы управления преференциальными режимами с целью повышения эффективности государственного управления преференциальными режимами за счет автоматизации процессов принятия решений в указанной сфере, которые условно можно разделить на три крупных блока в зависимости от функциональных задач, которые на них возлагаются: формирования информации - подача документов на создание территории с преференциальным режимом, оценка потенциального резидента, формирование нормативного правового акта о принятом решении, мониторинг функционирования преференциального режима, инфраструктуры и инвестиционных проектов,аналитическая отчетность - формирования оперативных отчетов установленных форм о функционировании преференциального режима и реализации инвестиционных проектов.Таким образом функционирование созданной Подсистемы управления преференциальными режимами позволит автоматизировать формирование, ведение, хранение и обмен документами в целях создания территорий с преференциальным статусом и обеспечения мер государственной поддержки резидентов, реализующих инвестиционные проекты на таких территориях.Автоматизируется масштабный пласт задач, связанный с исключением бумажного документооборота. Подача заявок на заключение соглашений об осуществлении деятельности на территории, имеющей преференциальный статус, а также заключение соглашений об осуществлении такой деятельности позволит существенно сократить время принятия решения о создании территории с преференциальным режимом и присвоении статуса резидента.Следует отметить создание важной составляющей Подсистемы управления преференциальными режимами – разработка правил формирования и оценки финансовой модели инвестиционного проекта инициатора для присвоения статуса резидента. Существующая Методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1240, содержит правила оценки эффективности ТОР, но не позволяет эффективно проводить отбор потенциальных резидентов. Кроме того, ряд исследований [2, 3] показывают, что у существующих методик есть свои недостатки и возможности для расширения системы показателей для оценки эффективности преференциальных режимов.По этой причине было принято решение реализовать в системе расчет различных параметров, характеризующих не только деятельность самого режима и его эффективность для бюджета, но также оценить эффективность самого бизнеса каждого потенциального резидента ТОР для определения его рентабельности, возможностей и потенциальных рисков, что является необходимой частью для полноценного анализа эффективности преференциального режима, о чем говорят также исследования по данной теме, например, [4]. Для этих целей в системе внедрен функционал оценки потенциала привлечь заемного финансирование на реализацию проекта. Основной подход заключается в том, что резидентом должен быть такой бизнес, который не только позволит достичь необходимых показателей деятельности ТОР, но также быть достаточно эффективным для возможности привлекать финансирование и развиваться. При этом проекты, которые имеют высокую эффективность и интересны инвесторам даже без предоставления льгот, должны исключаться из потенциальных резидентов. Кроме того, в созданной системе управления преференциальными режимами предусмотрен блок ведения аналитического учета реализации инвестиционных проектов, включая расчет эффективности инвестиционного проекта, план-фактный анализ и анализ достижения прогнозных значений. Важным преимуществом наличия подобного функционала является наличие принятия автоматического решения самой системой, которая на основании заложенных алгоритмов и формул определяет возможность возникновения рисков отклонения от графика реализации инвестиционного проекта и, следовательно, возникновения риска неплатежеспособности инициатора инвестиционного проекта. Таким образом орган государственной власти имеет возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Томилина Н.С., Попов А.А. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ В РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 201 - 206. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11209 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.