'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  87 просмотров

Айтмагамбет А.К.

  


ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в данной научной статье рассматривается история развития земельных отношений в Республике Казахстан от периода получения независимости в 1991 году до настоящего времени. В работе проанализированы исторические этапы формирования системы земельного управления, нормативно-правовые акты и законодательства. В заключении кратко разбирается нынешние проблемы и перспектива дальнейшего развития земельных отношений.   

Ключевые слова:
земельные отношения, земельная реформа, условная земельная доля, земельный рынок, государственный контроль, мониторинг   


Земля является основой всей человеческой деятельности и первоначальным источником всякого богатства, имея особую ценность для общества. Она выполняет роль пространственного базиса для расположения и развития отраслей производства. Земля в качестве фундамента, определяет важность земельных отношений в социально-экономической политике страны [1].Земельные отношения - это общественные отношения между государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и частными лицами, гражданами в отношении собственности, использования, распоряжения и сделках с землей, так же государственном управлении земельными ресурсами [2].Казахстан, как страна с богатыми природными ресурсами и огромными территориальными просторами, уделяет особое внимание управлению земельными ресурсами. В связи с изменением политического строя и приобретением статуса независимого суверенного Государства обусловило изменение земельного строя в нашей стране. В течение последних нескольких десятилетий, Казахстан активно работает над совершенствованием своих земельных отношений, стремясь обеспечить эффективное использование и устойчивое развитие своих природных ресурсов. Любая реформа равна изменению, переустройству, преобразованию в определенной сфере общественной жизни, однако, она не должна подвергать опасности основу социально-экономическую структуры. По этой причине, проводимая земельная реформа в Республике – это долгий процесс целенаправленного поэтапного изменения земельных отношений.Начало земельной реформы в Республике Казахстан было заложено принятием в 1990 году Земельного кодекса Казахской ССР. Земельное реформирование в республике осуществлялось поэтапно.Земельное законодательство совершенствовалось в соответствии с логикой становления рыночной экономики.Выделяются следующие этапы развития земельных отношений: 1) Начальный этап - 1990-1993 гг. Характеризуется принятием таких основных законов, как: Земельный кодекс (1990 г.), «О крестьянском хозяйстве» (1990 г.), «О земельном налоге» (1991 г.), Согласно земельному кодексу, принятым в 1990 году 16 ноября, Земля в Казахской ССР находится в исключительной собственности республики, так же запрещается купля-продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков. В 1991 году 28 июня Первым Президентом нашей страны, Нурсултаном Назарбаевым, был подписан закон Казахской Советской Социалистической Республики «О земельной реформе в Казахской ССР». По закону, Задачей земельной реформы в Казахской ССР являлось преобразование земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для эффективного функционирования различных форм хозяйствования на земле, обеспечения рационального использования и охраны земель и достижения на этой основе стабильного наращивания сельскохозяйственной продукции. Основные направления земельной реформы:1. Создание специального земельного фонда районных Советов народных депутатов с целью последующего его перераспределения в интересах более эффективного использования земель,2. Передача части земель из специального фонда в ведение городских Советов народных депутатов для сельскохозяйственного производства,3. Предоставление земель в пожизненное наследуемое владение гражданам Казахской ССР для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, строительства, занятия традиционными народными промыслами и ремеслами,4. Перераспределение земель в случаях преобразования колхозов, разгосударствления и приватизации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий,5. Установление и уточнение границ сельских населенных пунктов и их земельно-хозяйственное устройство,6. Оформление и переоформление документов на право владения и право пользования земельными участками.Нельзя не отметить Постановление Президента Казахской ССР «О программе разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 год и Положения о купонном механизме приватизации государственной собственности в Казахской ССР».2) 1994-1995 гг. - реорганизация и приватизация сельскохозяйственных предприятий. Одним из результатов земельный реформы в РК является реорганизация сельскохозяйственных предприятий из одной формы хозяйствования в другую. По причине, что колхозы и совхозы не смогли бы выжить в новых рыночных условиях, государство начало работать над организацией новыми формами хозяйств. В результате появились негосударственные сельскохозяйственные юридические лица – АО (акционерные общества), ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью), КТ (коммандитные товарищества), ПК (производственные кооперативы) и КФХ (крестьянские и фермерские хозяйства) [3]. Наряду с этим, развивался процесс предоставления права на условную земельную долю гражданам Республики Казахстан, работавшим в реорганизованных совхозах и колхозах, пенсионерам и лицам, занятым в социальной и производственной сфере по обслуживанию, проживающим, а территории сельского населенного пункта. Размер земельных долей определялся следующим путем: общую площадь хозяйства делили на количество лиц, имеющих право на условную долю. Проведя анализ двух начальных этапов, были выявлены следующие негативные моменты – разрушилась система севоборотов, нехватка материально-технической базы привело к появлению неиспользуемых и нерационально используемых земель. Большинство фермерских хозяйств создавались в спешке, в виде формальности, в целях чтобы получить налоговые льготы, кредиты. В таких хозяйствах не происходили изменения в производственно-экономическом механизме. Они выкупали на собственные паи землю и имущество, но оставшееся хозяйство не функционировало должным образом.К 1995 году в республике приватизировали 84% государственных сельскохозяйственных предприятий. На их базе образовалось около 3 300 малых предприятий, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Из-за незначительной доли фермерских хозяйств в общем объеме производства – они не могли развиваться без финансовой поддержки государства. В результате сельскохозяйственное производство сокращалось, и страна все больше зависела от импорта продовольствия. 3) 1995-2000 гг. – адаптация сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям. Характерной чертой развития земельных отношений на данном этапе является принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О земле» (1995 г.),Третьим этапом - логическим продолжением развития процесса – стало введение частной собственности. Согласно Конституции принятым 30 августа 1995 года, теперь земля может находиться наряду с государственной собственностью и в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом «О земле» вступившим в силу этого же года.Признание частной собственности на землю, включение земельных участков и прав землепользования в рыночный оборот показали всему миру, что Казахстан, действительно, встал на путь построения цивилизованного государства с рыночной экономикой.4) 2001-2003 гг. Четвертый этап реформы характеризуется принятием 24 января 2001 года Закона «О земле». В земельном законодательстве уточнены компетенции государственных органов в области регулирования земельных отношений, определены полномочия местных представительных органов и органов местного самоуправления. Произошли следующие изменения:Только государственные юридические лица могут обладать правом постоянного землепользования,Срок временного пользования сокращен с 99 лет до 49 лет,Запрещено вторичное землепользование,Уточнен правовой режим условных земельных долей и сроки распоряжения,Определен порядок предоставления земельных участков «Кандасам».Так же, был практически завершен процесс преобразования сельскохозяйственных предприятий. По данным на 1 января 2003 года, количество крестьянских (фермерских) хозяйств было около 138 тыс., за которыми закреплено 31,5 млн. га земель, и 3,5 тыс. хозяйственных товариществ. Правда, проведенная приватизация дала отрицательные результаты в сфере рационального использования. Дело в том, что, землевладельцам крупных хозяйств, обладающими большими площадями земель, в сложившейся кризисной ситуации, не приходилось думать об ответственности. В результате, произошло произвольное забрасывание земель в залежи и земли запаса увеличились за счет полного отказа землепользования [4].5) С 20 июня 2003 года – по наше время.Этап можно описать принятием Земельного кодекса Республики Казахстан в 2003 году 20 марта и разрешение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Граждане могли использовать землю на праве землепользования. То есть, по закону, введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не означало, что лица были обязаны выкупить их в частную собственность. Согласно 171 статьи Земельного кодекса РК, существует система условий передачи земельных участков в собственность:Полная кадастровая стоимость,Льготная цена, устанавливаемая в размере 50% от кадастровой стоимости,Рассрочка сроком до 10 лет [5].Основными результатами земельной реформы в Казахстане являются формирование многообразия форм собственности на землю, введение платного землепользования и частной собственности, развитие земельного рынка.В ниже приведенной таблице, указана информация по динамике земельного фонда по категориям земель за период от 1991 года до 2021 года [6].Таблица 1. Динамика земельного фонда по категориям земель за 1991-2021 гг.Наименование категорий земель1991 г.(тыс. га)2021 г.(тыс. га)Изменения (+, -)2021 г. к 1991 г.1.Земли сельскохозяйственного назначения218 375,8113 961,4-104 414,42.Земли населенных пунктов3747,224 288,7+20 541,53. Земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения18 796,82239,1-16 557,74.Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения775,17810,7+7035,65.Земли лесного фонда10 179,222 435,3+12 256,16.Земли водного фонда819,94206,5+3386,67.Земли запаса18 952,387 989,1+69 036,8Итого земель271 646,3262 930,8-8715,5в том числе земли, используемые на территории других государств 149,80,9-148,9Земли, используемые другими государствами993,79561,1+8567,4Территория республики272 490,2272 491,0+0,8Исходя из таблицы, можно заметить, что, процент земель сельскохозяйственного назначения понизился от 78% до 41%. Это очень низкий показатель, если принять во внимание, что Казахстан имеет огромную площадь. Но не стоит забывать про природные зоны. Основная часть сельскохозяйственных земель находится в северном и центральных частях страны. Так как, именно в этих местах почва имеет высокую плодородность, чем в остальных областях страны. Одни из основных причин снижения процента:Вывод земель под промышленные цели, Установление границ населенных пунктов, Возврат в земли лесного фонда земельных участков крестьянских хозяйств, предоставленных в побочное лесопользование, Возврат в земли запаса в связи с истечением сроков пользования и добровольным отказом [4]. В целом за последние годы земли сельскохозяйственного назначения по всем областям увеличиваются за счет освоения земель запаса, в 2021 году их общая площадь по республике увеличилась общим итогом на 5,4 млн. га. Нельзя не отметить, о введении Моратория на продажу земель сельхозземель 6 мая 2016 года. Во-первых, Государство запретило продажу земель сельхозназначения иностранцам, кандасам и даже казахстанским юридическим лицам с иностранным участием. Во-вторых, землями сельскохозяйственного назначения можно будет пользоваться исключительно на праве аренды. В-третьих, срок моратория продлен до 31 декабря 2026 года. Несмотря на достигнутый прогресс, перед Казахстаном стоят некоторые вызовы в сфере устойчивости земельных отношений. Среди них - необходимость улучшения правового регулирования и укрепление защиту прав землевладельцев и землепользователей. По проведенному опросу исследователями «Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных нации» было выявлено, что 1,3 % землепользователей боятся потерять права на землю, они считают, что их права не защищены. Так как, существенной частью успешных земельных отношений является стабильность законодательства, нужно полное обновление и принятие нового Земельного кодекса. Народ должен быть уверен в своих правах. Мы обязаны усилить борьбу с незаконными практиками землепользования. Для этого, нужно усовершенствовать систему мониторинга и Государственного контроля за использованием и охраной земли. Проблемы рационального использования и охраны земельных ресурсов относятся к числу наиболее значимых проблем экономической, социальной и экологической политики в суверенном Казахстане. В настоящее время нерациональное использование земельных ресурсов, их загрязнение являются составной частью общеэкологической проблемы.Одной из ключевых мероприятий было внедрение электронной системы земельного кадастра, что существенно улучшило прозрачность и эффективность управления землей. Это также стало стимулом для внедрения современных технологий и повышения производительности сельского хозяйства. В своем последнем послании, Президент К.К. Токаев сказал: «Современное сельское хозяйство – это высокотехнологичная отрасль. Земля и климат уже не являются определяющим фактором успеха аграриев, на первый план вышли инновационные решения. Без современной науки ситуация в отрасли будет не просто стагнировать, а ухудшаться» [6]. Поэтому, Наука – является одним из главных факторов развития земельных отношений.Казахстан активно развивает международное сотрудничество в области земельных отношений. Обмен опытом, передовыми технологиями и знаниями с другими странами способствует улучшению практики землепользования. Но, нужно помнить, что каждая страна имеет разную площадь, природно-климатические условия. Перспективы развития земельных отношений в Казахстане тесно связаны с общим экономическим и социальным развитием страны. Важным аспектом является сохранение устойчивого и сбалансированного подхода к управлению земельными ресурсами, чтобы обеспечить их устойчивость и доступность для будущих поколений. Также необходимо учитывать изменения в климате, технологические инновации и изменения в мировой экономике, чтобы адаптировать земельные отношения к новым вызовам.Наша страна, с учетом своих богатых земельных ресурсов и стремления к инновациям, имеет все шансы на успешное развитие устойчивых и эффективных земельных отношений. Развитие земельных отношений в Казахстане представляет собой сложный, но важный процесс. Страна продолжает работать над совершенствованием своей системы управления земельными ресурсами, стремясь к устойчивому развитию, экологической ответственности и привлечению инвестиций в сельское хозяйство. Все эти усилия направлены на то, чтобы обеспечить благосостояние и устойчивость для будущих поколений казахстанцев.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Айтмагамбет А.К. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 16 - 26. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11183 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11183



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.