'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 114

Просмотры  17 просмотров

Нуркеев Ж.Г., Куспангалиев Б.У.

  


ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в статье представляет собой исследование изменений в архитектурных решениях, используемых при создании мусульманских культовых сооружений. В статье рассматриваются традиционные элементы, такие как минареты и купола, а также новые технологии и материалы, применяемые в современных мусульманских культовых сооружениях. Особое внимание уделяется соответствию дизайна мусульманских культовых сооружений функциональным и социокультурным требованиям. Автор подчеркивает важность сохранения традиций и исторических элементов, чтобы сохранить связь с прошлым и отразить многоликость исламской культуры.   

Ключевые слова:
прогресс, архитектурные решения, мусульманские культовые сооружения, традиционные элементы, новые технологии, материалы, функциональные требования, социокультурные требования, дизайн, исламская культура, инклюзивная архитектура   


Архитектура исламского мира как явление историческое и художественное рождалась и формировалась в границах первой мусульманской державы — Арабского халифата (632-1258). Языком государственной администрации и средством общения различных народов и племен, объединенных новой политической силой и идеологией, стал арабский — язык священного Корана, который запрещалось переводить на другие языки.В Коране постоянно подчеркивается полезность мудрой деятельности Творца на благо человеку (Коран 16:3-16). Отсюда одно из краеугольных положений мусульманской эстетики - джамаль: красивым может быть только полезное. Специфические для мусульманского образа жизни типы архитектуры формировались в соответствии с практическим назначением сооружений и с использованием местных строительных материалов и укоренившихся приемов.Рассмотрим типологию исламской архитектуры, сложившийся на современный период в странах Ближнего и Среднего Востока как средневековой, так и современной архитектурной терминологией. Исследование показывает, что можно выделить такие исторически сложившиеся группы сооружений как 1) святыня — объект поклонения 2) мечеть — здание, предназначенное для индивидуальной или коллективной молитвы и собрания религиозной общины 3) медресе — теопогическая школа-институт, объединяющая практику учебного и богословского центра 4) маристан — лечебница или учебно-лечебное здание 5) рибат — обитель борцов за веру 6) ханака — обитель суфиев, или дервишей 7) кубба, гумбад, тюрбе — мусульманский мавзолей 8) каср – укрепленный замок-дворец.Исследуем мечеть как самостоятельный объект. Мечеть изучалась весьма редко, можно назвать сравнительно немного научных работ, посвященных феномену мечети как самостоятельной исследовательской проблеме. В целом научные труды, посвященные изучению мечети, можно подразделить на три основных направления: - исследование архитектурно-культурных особенностей мечети в рамках урбанистической антропологии, градостроительства, архитектуры, монументально-декоративного искусства - изучение эмпирических социологических показателей религиозности населения, религиозной идентификации сквозь призму посещаемости мечетей, осуществления религиозных практик, социальной активности - религиоведческие исследования мечети как сакрального, духовно-образовательного центра, средоточия исламских ценностей и площадки их популяризации.Большой вклад в изучение архитектуры и в целом монументального и декоративного искусства мусульманского мира внесли такие известные советские ученые как Б. В. Веймарн, Л. И. Ремпель, Л. С. Бретаницкий. В их работах, посвященных художественным культурам Средней Азии, Азербайджана, стран Ближнего Востока, собран, обобщен и систематизирован огромный научный материал. В трудах Т. П. Каптеревой дан глубокий анализ формирования западной ветви исламской художественной культуры - в странах Магриба и в Южной Испании.В современной литературе о мечети легко выделить две основные авторские позиции. Первая, представленная прежде всего мусульманскими исследователями, исходит из посылки, что мечеть в некоей символической форме должна отражать ценности ислама и направлена на «архитектурное прочтение сокрытых идей» [7 8 10 12 15]. Некоторые исследователи ограничиваются самыми общими фразами о том, что «исламская архитектура дает представление о верованиях и практике мусульман на протяжении всей истории», не забывая обвинить европейских коллег в «недостатке заинтересованности», непонимании духовных основ ислама и даже в намеренном принижении достижений мусульманского зодчества [10].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нуркеев Ж.Г., Куспангалиев Б.У. ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 745 - 752. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11156 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11156



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.