'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 104

Просмотры  131 просмотров

Хруставчук Н.С.

  


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН *

  


Аннотация:
целью данного исследования является анализ законодательной базы и обобщение практического опыта Российской Федерации в применении технологии искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб. Методологическую основу исследования составили универсальные и исследовательские методы, которые сделали возможным создать общий вывод и провести качественную оценку отношений, изучаемых в данной работе. Результатом исследования стало понимание автором понятия «искусственный интеллект в сфере таможенного дела». Исследование также основывается на выводе о необходимости повышения эффективности таможенного контроля и ускорение таможенных операций с товарами с помощью введения искусственного интеллекта в работу таможенных служб.   

Ключевые слова:
интеллектуальное сотрудничество, робототехника, интеллектуальный контрольно-пропускной пункт   


Проблема внедрения и использования искусственного интеллекта – одна из актуальных тем в исследованиях многих ученых. Такая столь выраженная значимость заявленной темы обусловлена тем, что в последние годы искусственный интеллект во многих странах все чаще внедряется в различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, здравоохранение, финансы и другие. Многие аналитические компании приводят опыт внедрения искусственного интеллекта в США в сфере здравоохранения как практический пример, отмечая, что «образование и повышение осведомленности часто обсуждается как среди общественности, так и среди медицинских работников, так как повышается риск утечки конфиденциальных данных» [2].Многие исследователи (Барчуков, Бегишев, Кузьмин, Кузнецов, Незнамов, Наумов, Хисамова, Овчинников, Хакимов и др.) обратили внимание на вопросы правового регулирования и развития законодательства о робототехнике и использовании искусственного интеллекта. Особенности и перспективы применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной власти обсуждали ученые – Маркова, Мартынова, Зыков, Полухин и другие.Автор настоящего исследования предлагает инновационный подход к рассмотрению вопросов правового регулирования искусственного интеллекта на основе обобщения зарубежного опыта. В данной статье рассмотрены особенности сложного межотраслевого института искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы, ее место и роль в условиях цифровых инноваций. Автору удалось обосновать возрастающую роль юридического регулирования. Целью исследования являются непрерывные процессы из цифровой трансформации, наблюдаемые в различных отраслях и сферах человеческой деятельности, и заключается в обосновании необходимости внедрения технологий искусственного интеллекта в работу таможенной службы, а также правовое регулирование их использования. Осуществление обозначенной цели предполагает решение следующих научных задач: рассмотреть практику использования искусственного интеллекта в таможенной сфере иностранных государств изучить подходы правового регулирования использования искусственного интеллекта в работе таможенной власти отдельных стран Европы и Китая определить перспективные направления для введения технологий искусственного интеллекта в таможенную деятельность Российской Федерации.В основу данного исследования лег комплекс различных методов. Метод системного анализа был использован как базовый, что позволило осмыслить и концептуализировать ключевые разделы (сегменты) изучаемой тематической области. Использование индукционного метода позволило сделать необходимые обобщающие выводы, дать оценку. Метод дедукции позволил качественно отойти от общепризнанной интерпретации искусственного интеллекта и его компонентов для изучения особенностей в рамках таможенного дела. Специальные методы исследования – формальные юридическое и сравнительно-правовые – позволили выявить соответствующее содержание изучаемых актов.Для достижения цели настоящего исследования автор проанализировал правовую основу применения технологии искусственного интеллекта мировых держав, в ходе которого было установлено, что основа регулирования изучаемых технологий и робототехники в Европейском Союзе является основанной на несколько документов: Дорожная карта для разработки робототехники в Европе «Робототехника 2020», Декларация о сотрудничестве в области искусственного интеллекта [1]. С конца 2018 года в пилотном проекте под названием «iBorderCtrl» на пограничных пунктах внедрен «искусственный интеллект». Работа системы «iBorderCtrl» является разделенной на два направления. На начальном этапе осуществляется контроль – загрузка сканированного изображения паспорта, визы. Затем, проходя через заграничный паспортный контроль, человек, пересекая границу, с использованием искусственного интеллекта, робот задает вопросы в таможенных целях с помощью веб-камеры. Робот читает по лицу выражения, раскрывает непроизвольный уход от ответа, который появляется при попытке скрыть или подавить эмоции [7]. Если искусственный интеллект предоставит информацию о существовании основания, указывающего на вероятность нарушения лицом таможенных правил, то порядок не исключает прохождения биометрической идентификации. Следовательно, исходные функции осуществляются искусственным интеллектом, но под контролем человека – таможенного инспектора. Несомненное преимущество с использованием технологии искусственного интеллекта в таможенном деле европейских стран заключается в том, что, с одной стороны, эта технология выступает в качестве «виртуального» детектор лжи, а с другой — интеллектуальный «процессор» собирает информацию о людях, пересекающих таможенную границу [6].Обобщение практического опыта из Китая в применении разведывательной технологии позволил выявить иной подход, где различают два уровня регулирования – национальное и местное. В частности, Концепция регулирования таможенной сферы на национальном уровне состоит из комплекса стратегических документов – программа глобального государственного развития «Сделано в Китае-2025», планы развития из роботизированной промышленности, показывают хороший результат как план развития нового поколения технологий искусственного интеллекта [4]. В Китае есть пять контрольно-пропускных пунктов, использующих искусственный интеллект, где время для выпуска товаров без риска значительно снижалось, что свидетельствует о благоприятных условиях для движения товаров через таможенную границу. Кроме того, известные китайские интеграторы, такие как Huawei и Nuctech работают над созданием«интеллектуальной таможенной инфраструктуры». Таможня Китая также использует инновационную модель интеллектуального КПП: на границе с Гонконгом в особом административном районе расположен «умный» автомобильный таможенный пост «Хуанган» Шэньчжэньской таможни, в портах провинции Гуандун роботы используются в качестве «таможенных должностных лиц».Глобальная автоматизация таможенных операций выполнена с использованием разведывательной технологии, благоприятные условия для перемещения товаров и транспортных средств через государственную таможенную границу не выявлено. Так, в Нидерландах, в порту Роттердам на контрольно-пропускных пунктах почти весь спектр грузовых операций обеспечивают роботы, при этом роль таможенного инспектора выполняют 2- 3 человека. В Японии в автоматизировании процесса активно используется информационная система межведомственного взаимодействия, которая интегрирована с информацией подсистемы из абсолютно всего правительственного агентства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хруставчук Н.С. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 679 - 686. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11146 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11146



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.