'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 96

Просмотры  224 просмотров

Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

  


ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема развития традиционной народной культуры, необходимые условия для сохранения, трансляции народной культуры как наиболее важного маркера идентичности разных народов. Был сделан вывод, что главным инструментом сохранения и развития народных промыслов, как части традиционной народной культуры является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки. Именно это является наиболее важным в сохранении традиций.   

Ключевые слова:
традиционная народная культура, искусство, народный мастер, технология ремесла, традиция   


Развитие традиционной народной культуры является одной из сложных и многозначных проблем в культурном пространстве современности. Пережившая серьезное давление промышленного производства в XIX и XX вв., народная культура России вошла в новое столетие со значительными потерями. С изменением социальной структуры общества и разрушением старой общественной формации в начале XX в., изменились и основы существования многих традиционных промыслов и занятий сельского населения России. Цель настоящей статьи состоит в анализе современного состояния традиционного народного декоративно-прикладного искусства, а также выявлении условий его сохранения. Народное искусство как уникальный вид художественного творчества начинает активно изучаться советскими исследователями. Одним из первых авторов, исследовавших феномен традиционной культуры русского народа, был В. С. Воронов.Отдельные виды традиционного народного декоративно-прикладного искусства могут быть восстановлены при определенных условиях. В начале XX в. были заложены основы тех, по большей части негативных процессов, в данной области культуры, которые развивались в последующие годы и в какой-то мере существуют до сих пор. Известную роль в разрушении традиционной крестьянской культуры сыграли научно-технический прогресс и урбанизация сельского населения. Это естественный и неизбежный процесс. Сегодня промышленность обеспечивает жизнь человека всем необходимым. Изделия народных мастеров в наше время не востребованы. В этом заключается одна из основных причин постепенного угасания традиционных промыслов и занятий. На протяжении XX столетия пережил завершающую фазу длительный процесс изменения архетипа сознания сельского жителя, главного носителя традиционного искусства. Народная традиционная культура, сложившаяся в далеком прошлом, основывалась на языческих представлениях о природе, древней системе обычаев и обрядов. Природа для человека была наполнена одухотворенным пространством и образами-символами, помогающими понять и войти в тот мир, где жили в постоянной борьбе силы добра и зла. Человек знал свое место в этом пространстве многие века. Формировались типы этнических культур, уклад жизни, отражавший национальные особенности истории и культуры каждого народа. Этот древний мир, испытавший многие влияния и прошедший сквозь толщу времен, как показывает реальность XX столетия и настоящего времени, не может существовать и развиваться в гармонии с культурой развитой цивилизации. Народное искусство в процессе своего развития подвержено воздействиям многих факторов, как внешнего характера, так и местного, локального значения. Особенности народной культуры складывается в зависимости от географического положения, исторических условий жизни народа или народности и проявляется в формах быта, поведения, традиционных обрядах, представлениях о мире и месте человека в нем. Все это способствует формированию определенного эстетического восприятия мира, «народно-поэтического чувства», имеющего национальную и региональную окраску. И именно это чувство находит отражение в образной структуре произведений традиционного искусства. Поэтому важно, чтобы становление народного мастера происходило в этой среде. Невозможно человеку, не живущему на территории промысла, органично воспринимать и продолжать традиции народного искусства. Обучившись технологии ремесла, вероятнее всего, он будет повторять лишь заученную схему, но не сможет понимать и создавать образы, в которых воплощается народное мироощущение. Для народного искусства характерно накопление, соединение и взаимодействие разных факторов и художественных особенностей. Эти факторы имеют отношение как к форме, так и к содержанию, как к художественно-образной, так и материально-бытовой сторонам произведения народного творчества. Процесс накопления растягивается в традиционной культуре на неопределенно длительное время, которое измеряется десятками и сотнями лет. Технология работы с материалом, форма и образный строй произведений, их символический язык сохраняются и передаются следующим поколениям традицией. Подчиняясь ей, мастер приобщается к ценностям, доминирующим в обществе, представлениям о прекрасном, сформировавшимся в региональной культуре. Традиция в данном случае становится механизмом, благодаря которому творчество народного мастера обретает форму национальных и региональных ценностей, поднимается до уровня всеобщего. Поэтому в каждом произведении находит отражение весь многовековой опыт развития народной культуры. Необходимым условием для продолжения традиционного прикладного искусства является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки, от отца к сыну или от деда к внуку. Этим существенно отличаются основания развития народного традиционного творчества и профессионального. В народном искусстве невозможна подобная интерпретация опыта прошлого. Для мастеров важно сохранять преемственную связь поколений, не прерывать «традицию формы». Произведение традиционного искусства имеет дуалистическую структуру — с одной стороны, оно существует как бы отдельно от исполнителя и представляет собой самостоятельное явление со смыслом и содержанием, сложившимся в давние времена, а с другой, безусловно, связано с личностью конкретного исполнителя как носителя традиции. Его обращение к канону не противоречит творческому началу, являющемуся необходимым для любого вида искусства. Традиция в данном случае обогащается за счет жизненных наблюдений народного мастера. Известные декоративные мотивы воспринимаются и изображаются немного по-своему, т.е. в традиции вполне возможно проявление манеры отдельного мастера. Следовать канону в данном случае – это не значит бездумно подражать образцам, а понимать его духовную основу. Пока сохраняется в основе своей неизменной традиция, народное искусство продолжает жить. В традиционном прикладном искусстве при изображении тех или иных реальных объектов происходит их переработка, т.е. создание определенной условной формы, соответствующей материалу, из которого выполняется изделие. Условная форма всегда отвечает образному представлению в русле сложившейся местной традиции. При этом условность в народном прикладном искусстве в большей степени опирается на выделение характерных черт, чем подчиняется логике реальности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Белега Л.А., Кравченко Т.Е. ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 613 - 620. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11138 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11138



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.