'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 90

Просмотры  29 просмотров

Караев Э.Т.

  


ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В КОНФУЦИАНСКОЙ ТЕОРИИ СЮНЬ-ЦЗЫ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу власти в учении Сюнь-цзы, одного из виднейших мыслителей конфуцианской традиции. В статье дается характеристика качеств, которыми должен обладать совершенный правитель. Особая значимость подхода Сюнь-цзы к анализу власти заключается в том, что, будучи одним из выдающихся конфуцианских ученых, он отходит от привычной трактовки государственной власти, опирающейся при взаимодействии с народом лишь на этические нормы и ритуал, предлагая также опираться на закон в качестве регулятора общественных отношений.   

Ключевые слова:
конфуцианство, Сюнь-цзы, китайская философия, этика, морально-этические нормы поведения, ли, фа, закон, власть, политическое руководство, совершенномудрый правитель   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1168-576-582

Этика Сюнь-цзы в значительной степени отличается от господствовавшей до него классической конфуцианской идеологии тем, что у него она носит утилитарный характер. Китайский философ считал, что успешное государственное управление, процветание и могущество государства всецело зависят от способностей правителя и, главным образом, от его моральных качеств. Наличие совершенного правителя выступает гарантом стабильности и покоя, ведь «с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при [совершенном] правителе… Порядок рождается благодаря совершенным людям, смуту вызывают лишь ничтожные»[4, с. 221].Особенностью нового конфуцианства, предложенного Сюнь-цзы, стала реакция на проблемы, составляющие повестку дня, – а именно предложение вариантов их разрешения, не слепо опираясь на авторитет древности, а путем сочетания в личности правителя как традиционных классических конфуцианских качеств, так и новых моделей и методов реализации своих властных полномочий. Важнейшей составляющей государственного управления мудрого правителя Сюнь-цзы считал проведение грамотной экономической политики, которая способствует обогащению каждого и процветанию всей страны. Мудрый правитель должен при правлении уметь усматривать объективные закономерности развития природы и в достаточной мере использовать заложенные в ней блага. Успешное развитие сельского хозяйства – это залог экономического благополучия страны, так как налоги из этой отрасли поступают в казну и далее распределяются правителем. Но прежде чем взять с земли налог необходимо обеспечить всех, кто на ней работает: «Если народ [живет] в достатке, тогда будут и большие излишки [вещей]. Если обеспечить народу достаток, он будет богат, если народ будет богат, поля станут плодородными и их легко будет обрабатывать. Если поля будут плодородными и хорошо обработанными, производство вещей увеличится в сто раз. Если верхи будут, следуя закону, взимать налоги, а низы, следуя ритуалу, экономно расходовать [вещи], то излишки будут накапливаться, возвышаясь холмами и горами, для их хранения будет не хватать места…»[4, с. 235-236]. Схожее положение ранее было предложено Шан Яном, писавшим в своем сочинении «Шан цзюнь шу»: «Если земля приносит выгоду, то народ отдаст все свои силы земледелию… если внутри государства все силы народа будут направлены на земледелие, поля не будут покрываться сорными травами» [5, с. 171]. Если же правитель не способен обеспечить земледельцев достатком, то и они перестают ухаживать должным образом за своей землей, и в результате народ, облагаемый непосильными налогами, начинает нищать, а когда народ бедствует, то и государство становится слабее.А что же выступает средством, обеспечивающим достаток народу? Обеспечить достаток и гарантировать экономическое благополучие как подданных, так и всего государства можно путем умеренной, разумной налоговой политики в сельском хозяйстве и торговле: «Облегчить налоги, взимаемые с полей, уничтожить поборы на заставах и рынках, сократить число торговцев, уменьшить трудовые повинности, не отнимать у крестьян время [в страду] – только так можно сделать государство богатым! Вот что называется, управляя страной, обеспечить народу достаток» [4, с. 237]. С одной стороны, по мнению Сюнь-цзы, через государственную поддержку соответствующих отраслей должно происходить развитие торговли и ремесел, увеличиваться товарообмен, с другой стороны - рост производства сельскохозяйственной продукции. Следующей составляющей мудрого правления является сугубо социальная составляющая, выражающаяся в реализации принципа «равных возможностей» в привлечении на государственную службу. Главным положением этого принципа был защищаемый Сюнь-цзы постулат о том, что одним из главных условий процветания Поднебесной является назначение на государственные должности самых умелых и талантливых, независимо от социального положения и происхождения. На вопрос, как осуществлять управление государством (им начинается глава «Правление вана»), Сюнь-цзы отвечает: «…мудрых и способных людей нужно выдвигать [на должности] независимо от их положения, ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять [от должности], главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания, обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры [наказания]...» [4, с. 219]. Этим заявлением Сюнь-цзы вступил в конфликт с идеями своего предшественника Мэн-цзы, который изображал правителя несамостоятельным и слабым в нравственном отношении человеком, зависимым от мудрых советников, одаренных моральными качествами того уровня, которые для обычного человека остаются недосягаемыми. Мэн-цзы придерживался классической конфуцианской трактовки социальной стратификации и выступал против концепции равных возможностей. «Одни работают умом, а другие – мускулами (силою), работающие умом управляют людьми, а работающие мускулами управляются людьми, управляемые кормят других, а управляющие кормятся от других – это всеобщий закон справедливости» [3, с. 91]. Однако не стоит думать, что Сюнь-цзы выступал против рангов, ведь одним из важнейших рычагов для регулирования общественных отношений он называл ритуал, который подразумевает социальную дифференциацию. Считая, что соблюдение норм ритуала и долга – это тот критерий, который способствует восхождению по иерархической лестнице, Сюнь-цзы все же связывал большие надежды в политике с мудрыми помощниками правителя. Главным советником правителя Сюнь-цзы считал первого министра сяна, который наделялся философом, по существу, неограниченными правами в управлении государством: он назначал начальников всех чиновничьих служб, следил за исполнением ими своих обязанностей, регулировал отношения между двором, министрами и чиновниками, оценивал их деятельность, определял размеры поощрений и наград и составлял ежегодные доклады правителю о положении дел в стране. Большой интерес вызывают рассуждения и выводы китайского философа, касающиеся области политической психологии. Утверждение мыслителя: «правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может её и опрокинуть» демонстрирует, что проблема выбора форм и методов правления занимает не второстепенное место в политической концепции Сюнь-цзы, который считал неприемлемым использовать силовую модель управления государством в качестве панацеи от смут и восстаний, так как страх не способен гарантировать покой в государстве. Вместе с тем, Сюнь-цзы предостерегал правителя от заискивания перед народом, оказывая ему различные милости. Идеальный правитель, по Сюнь-цзы, должен в духе макиавеллиевского государя мастерски владеть искусством политического эквилибра, т.е. держать подданных в постоянном повиновении, сохраняя баланс в применении к ним силы и мягкости. Немалый интерес представляет концепция Сюнь-цзы о двух типах правителей, реализующих две разные модели отправления своей власти. Сюнь-цзы различает правление «гегемона» и правление «совершенного вана». Подобную концепцию мы уже встречали в труде «Мэн-цзы», однако Сюнь-цзы предложил иной взгляд на дихотомию государственной власти, не будучи категоричным в оценках методов управления. Он дает высокую оценку правлению «гегемона», хотя считает его не столь правильным, как правление «совершенного вана». Философ не видел противоречия в том, что правление «гегемона» и правление «совершенномудрого вана» схожи во многом по принципам и методам управления страной. Оба правителя существенную роль в развитии страны отводят грамотной экономической политике, в обоих случаях правители прибегают в управлении государством к помощи «учёных мужей», и обе модели правления полагаются на систему наград и наказаний. Сюнь-цзы отдает предпочтение «совершенному вану». «Гегемон» в своем правлении, в первую очередь, исходит с позиции силы, и главной целью его является сильное, могущественное, независимое государство. Лояльное отношение Сюнь-цзы к правителю-«гегемону» объясняется тем, что подобные могущественные военные государства существовали во времена китайского мыслителя. Сюнь-цзы в восхищенных тонах отзывался о системе государственного администрирования и правовой системе царства Цинь. В своем сочинении он писал: «Переступив его границы, я был поражен господствующими там нравами. Его население отличается простотой, музыка – бесхитростностью, одежда – скромностью. Ощущается страх перед начальством и склонность к послушанию, свойственная древним людям. Посещая в городах административные управы и общаясь с чиновниками, посещая их дома, я всегда сталкивался с бескорыстием, скромностью, благонравностью, свойственными древним чиновникам» [1, с. 503]. Единственное, чего не хватало царству Цинь, по мнению Сюнь-цзы, так это конфуцианской упорядоченности, рассчитывающей на созидательную силу ритуала [1, с. 342-343]. В общем, резюмируя особенность конфуцианской доктрины Сюнь-цзы, можно сделать вывод, что его философия стала отражением сложившейся социально-политической ситуации, вдумчивым современником и аналитиком которой он был. Сюнь-цзы, стоящему особняком в конфуцианской школе, к сожалению, следовало бы сетовать на историческую несправедливость, которая, в его случае, не расставила все по своим местам. Его труд, в отличие от сочинения Мэн-цзы, не был по достоинству оценен ни его современниками, ни позже, ни в наши дни. «Сюнь-цзы» не был включен в конфуцианский канон. Бескомпромиссность и страстное отстаивание конфуцианской идеологии Мэн-цзы были оценены выше. В то же время, нельзя не понимать ту громадную роль, которую сыграл Сюнь-цзы в развитии и процветании конфуцианства. Он сумел реанимировать великую доктрину и представить ее в обновленном виде, соответствующем духу своего времени – и как назидание грядущим поколениям.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Караев Э.Т. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В КОНФУЦИАНСКОЙ ТЕОРИИ СЮНЬ-ЦЗЫ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 576 - 582. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11132 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11132



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.