'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 83

Просмотры  49 просмотров

Меркер А.А., Матвеюк А.А., Нижельская Ю.А.

  


РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье обсуждается важность эффективной коммуникации между преподавателями и студентами в образовательных учреждениях. Она рассматривает роль открытого диалога, обратной связи и взаимопонимания в процессе обучения, подчеркивая значение качественного взаимодействия для достижения успеха в учебной среде.   

Ключевые слова:
эффективная коммуникация, образование, преподаватель, студент, обратная связь, взаимопонимание, диалог, учебный процесс, развитие, обучение, академический успех   


Коммуникация между преподавателем и студентами – это краеугольный камень успешного образовательного процесса. Открытый и продуктивный обмен информацией между ними играет важнейшую роль в формировании знаний, развитии навыков и построении глубокого понимания учебного материала. Эффективность учебного процесса зависит от ряда дидактических и психологических факторов. Одним из таких факторов является коммуникативное взаимодействие, складывающееся между преподавателем и студентом. Согласно современным исследованиям, преподаватели не всегда ставят коммуникативные задачи и не всегда представляют общение с учащимися как условие успешного обучения. Поэтому многие преподаватели сегодня испытывают трудности в организации конструктивного взаимодействия, в ориентировании в нестандартных коммуникативных ситуациях, в перестройке себя в соответствии с педагогической задачей, в передаче собственного аффективного отношения к материалу. Создаваемое вузами "образовательное пространство оказывает непосредственное влияние на профессиональное становление", которое во многом определяется профессорско-преподавательским составом вуза. Исследованиями проблемы педагогического взаимодействия преподавателей и студентов занимались отечественные и зарубежные авторы.Взаимодействие преподавателя и студента рассматривалось в работах Г.П. Афанасьевой, В.А. Кан-Калика и С.В. Гринько, эффективность педагогического общения изучали А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и А.А. Реан, педагогические стили руководства и модели поведения учителя и ученика представлены в работах Л.Д. Столяренко и М. Талена.Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися в аудитории и вне ее, направленное на создание благоприятного психологического климата по мнению А.А. Леонтьева, общение преподавателя с учащимися оптимизирует учебный процесс, вызывает радость и жажду деятельности и должно способствовать А.С. Макаренко утверждает, что главное в общении преподавателя с учащимися - это отношения, основанные на полном доверии, уважении и востребованности. Если этого не придерживаться, то у студентов будут развиваться страх, неуверенность в себе и своих силах, снижение успеваемости, динамика речи и, в конечном счете, устойчивое негативное отношение к преподавателю и, как следствие, к предмету.С учетом современных технологий и разнообразия культурных фонов студентов, разнообразные способы коммуникации становятся еще более значимыми. Виртуальные платформы, видеоконференции, онлайн-форумы — все эти инструменты предоставляют новые возможности для учебного процесса и взаимодействия между преподавателем и студентами.Однако, несмотря на все технические инновации, главное в коммуникации остается человеческий фактор. Важно создать в учебной среде атмосферу, где каждый чувствует себя комфортно для выражения своих мыслей и идей, а также где открытость и взаимопонимание становятся основополагающими принципами взаимодействия.Создание атмосферы доверия и уважения среди участников обучения способствует открытости для выражения идей и вопросов. Преподаватель, обладающий эмпатией и готовый к пониманию индивидуальных потребностей студентов, может эффективно адаптировать методики обучения под разнообразные стили и темпы обучения.Регулярная обратная связь играет ключевую роль в процессе обучения. Она не только помогает студентам улучшать свои навыки, но и позволяет преподавателям адаптировать подходы к преподаванию, учитывая потребности своих учеников.Наконец, коммуникация в образовании расширяет горизонты знаний за пределы учебной программы. Обсуждение актуальных тем, обмен опытом и привнесение различных точек зрения обогащает обучающую среду и подготавливает студентов к успешной адаптации в меняющемся мире.Таким образом, эффективная коммуникация между преподавателем и студентами является необходимым элементом, обеспечивающим качественное образование и развитие личности каждого участника образовательного процесса. Это не только передача информации, но и вдохновение, мотивация и поддержка. Эффективная коммуникация может стимулировать студентов к саморазвитию, поощрять творческое мышление и помогать развивать ключевые навыки, необходимые для будущей карьеры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Меркер А.А., Матвеюк А.А., Нижельская Ю.А. РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 540 - 544. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11125 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11125



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.