'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 81

Просмотры  67 просмотров

Титова А.А., Деменок М.А.

  


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается Минимально мозговая дисфункция (ММД), типы ММД, нарушения эмоционально-волевой сферы при ММД у младших школьников, психокоррекция.   

Ключевые слова:
минимально мозговая дисфункция, типы минимально мозговой дисфункции, младшие школьники, эмоционально-волевая сфера, психоэмоциональные нарушения, психологические методы коррекции   


Минимальная мозговая дисфункция (ММД) занимает главенствующее место в структуре общей патологии школьников. Ее распространенность у детей дошкольного и школьного возраста, по данным разных авторов, варьирует от 5 до 60% [6]. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы при ММД отличаются широким разнообразием и могут проявляться в психоэмоциональной лабильности, быстрой психической истощаемости, импульсивности, вспыльчивости, психомоторной расторможенности, чрезмерной подвижности, непоследовательной активности, не критичности к собственным поступкам, агрессивности (при возбудимом варианте ММД), впечатлительности, ранимости, повышенной обидчивости, чувствительности к критическим замечаниям взрослых, истощаемости, капризности, плаксивости, раздражительности (при астеническом варианте ММД) [8]. Также для детей с ММД характерны неуверенность в себе, заниженная самооценка, разного рода фобии, [2], низкий уровень самоконтроля и саморегуляции, волевого сосредоточения [7]Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников, прежде всего, затрудняют адаптацию в условиях напряженного ритма образовательных учреждений, а также влекут за собой задержку развития психики. Так, более половины случаев школьной дезадаптации у учеников младших классов связаны ММД [6].Л.Я. Ясюкова [8] выделяет следующие отклонения от возрастной номы, характерные для ММД и которые, по ее мнению, должны быть включены в первичный дефект (или симптомокомплекс ММД):1. Быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность при возможном полном отсутствии физического утомления. 2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности. 3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации. 4. Значительные трудности произвольного внимания: отвлекаемость, неустойчивость, слабая концентрация и распределение, трудности с переключением, в зависимости от преобладания лабильности или ригидности. 5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок с ММД может удерживать и оперировать достаточно ограниченным объемом информации). 6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).Клинико-психологическая характеристика детей с ММД зависит от типа ММД. Л.А. Ясюкова [8] выделяет пять ее типов: астенический, реактивный, ригидный, активный и субнормальный. К астеническому типу относятся дети с повышенным уровнем утомляемости (особенно это относится к интеллектуальной сфере). Поэтому такие дети очень часто сталкиваются с серьезными трудностями в школе, учеба становится для них проблемой. Для детей реактивного типа, которых часто определяют как «гиперактивных», характерны двигательная расторможенность, повышенная возбудимость. Им трудно контролировать свое собственное поведение. Такое поведение раздражает окружающих, вызывая их неприятие, а это, в свою очередь, вызывает агрессивную реакцию со стороны ребенка. Ригидный тип характеризует ребенка как медлительного, быстро утомляющегося, иногда выпадающего из реальности. К активному типу ММД относятся дети, которые неорганизованны, импульсивны, им трудно регулировать собственную деятельность. Поведение детей с субнормальным типом ММД не имеет отличительных особенностей. Взрослые могут отмечать легкую невнимательность. В течение учебного года могут быть эпизодические «отключения» работоспособности. Анализ научной литературы показал, что методологические подходы к коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ММД практически отсутствуют. Разработаны лишь подходы к коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников в целом [3, 4, 5 и др.]. Методологический подход к коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с ММД представлен, пожалуй, лишь в «Программе психокоррекции тревожности у младших школьников с нарушениями развития в форме расстройств формирования школьных навыков», разработанной Н.В. Вострокнутовым, Л.О. Пережогиным, А.В. Пекониди, В. Ф. Шалимовым [1], так как, согласно авторам Программы, в анамнезе этих школьников, особенно когда проблемы в обучении сочетаются с тревожностью, присутствует ММД.Методика, представленная в программе является формой групповой коррекционно-развивающей программы для детей от 5 до 10 лет и представляет собой набор модулей по психологической коррекции различных способностей (эмоционального реагирования, коммуникативных и др.) и состояний (тревоги, негативизма, оппозиционно-вызывающих форм реагирования) у детей с ММД младшего школьного возраста. Данная программа содержит широкий перечень психокоррекционных игр и упражнений, которые предлагается использовать как в оригинальном варианте, так и в качестве методического материала для составления специалистами собственных методик. Особой ценностью данной программы является попытка авторов привлечь к совместной работе психиатров и психологов, для оказания комплексного медицинского и психологического воздействия [1].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Титова А.А., Деменок М.А. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 529 - 533. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11123 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11123



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.