'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 80

Просмотры  32 просмотров

Кузьмичева И.Н., Дарижапова М.Н.

  


СПЕЦИФИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены психологические особенности девиантного поведения студентов. Подробно изучен вопрос систематизации девиации и их классификация, представлен анализ существующих видов девиантного поведения. Тщательно проанализированы различные теоретические подходы к изучению проблемы девиации. Авторами исследованы механизмы формирования девиации.   

Ключевые слова:
девиация, девиантное поведение, студенты, теории   


В современном мире большое внимание уделяются исследованию различных явлений и процессов, протекающих в нашем обществе и негативно влияющих на такую важную социальную группу как студенческая молодежь.Как отмечают Б.Г. Ананьев, Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская студенческий возраст характеризуется периодом активного развития личности. Именно в этом возрасте идет становление нравственных и этических норм, проявляется самосознание, происходит стабилизация характера, формируются основные свои жизненные цели и смыслы, система ценностей, жизненные стратегии. Кроме того, происходит переход от социального и нравственного самоопределения к самореализации в социуме. [2, С.103]Но наряду с этим активным периодом становления личности студента, этот период студенчества может быть подвержен различным девиациям, например деструкция отношений, алкоголизм, безнадзорность, правонарушения, наркомания и т.д. Поэтому проблема изучения девиаций среди студенчества носит актуальный характер. Необходима профилактика и коррекция девиантного поведения студентов как носителей духовного, культурного развития общества. Анализируя отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме, можно отметить, что за рубежом психология девиантного (отклоняющегося) поведения существует как самостоятельная наука. В России же пока идет становление единой теории к рассмотрению проблемы девиантного поведения.В последние годы интерес исследователей к данной проблеме увеличился. Некоторые исследователи выделяют кроме психологического и социального подходов, также психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический подходы к проблеме девиации.В рамках психологического подхода, девиантное поведение рассматривается в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Причиной девиантного поведения является блокирование личностного роста и даже деградация личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека.Психиатрический подход подразумевает под девиантными формами поведения преморбидные (доболезненные) особенности личности. Они способствуют формированию психических расстройств и заболеваний. В этнокультуральном подходе девиации рассматриваются сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Различия в нормах поведения одной этнокультуральной группы могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Соответственно необходимо учитывать этнические, национальные, расовые, религиозные особенности человека.В рамках возрастного подхода девиация поведения изучается с позиции возрастных особенностей и норм. Отклоняющимся поведением считается такое поведение, которое не соответствует возрастным шаблонам и традициям. Их разделяют:- на количественные отклонения, куда входят отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм, - качественные инверсии.В рамках гендерного подхода девиантным поведением считается гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. Изменения сексуальных предпочтений и ориентации относят к сексуальным девиациям. В феноменологическом подходе учитываются все отклонения от нормы: негативные, положительные, нейтральные, например, аутистическое поведение, трудоголизм и др. Каждое отклонение в поведении рассматривается как механизм психогенеза, который помогает выбрать в будущем эффективную тактику коррекции поведения.Другие же исследователи, например Н.П. Татьянченко теорию девиантного поведения рассматривают в рамках трех основных направлений: биологического (антропологического), психологического и социологического.[7, C.39]Также девиантное поведение, с точки зрения В.Д. Менделевича, может разделяться на пять видов: деликвентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, поведение на базе гиперспособностей. [5, С. 55]Делинквентное поведение характеризуется степенью осознания личностью собственных противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредных последствий для окружающих.Патохарактерологический тип девиантного поведения представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера (личности). Можно согласиться с Ж.В. Коробановой, М.В. Полевой, что не существует «нормальных» и «девиантных» типов поведения по своей природе и по содержанию. Различные виды и образцы поведения могут быть «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся социальных норм в обществе в актуальный период его существования.[4,С. 151]Как было выявлено существует много факторов и особенностей девиантного поведения, которые наряду с нарастанием темпа жизни, урбанизацией, информационных перегрузок, дефицита информации и времени, адинамии, нестабильной экономической ситуацией, влияют на количество студентов с девиантным поведением. Последствия девиации отражаются не только на личности студента и его поведении, страдает и образовательный процесс, и общество в целом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кузьмичева И.Н., Дарижапова М.Н. СПЕЦИФИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 524 - 528. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11122 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11122



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.